|
десяти бхуми, или уровнях духовной реализации
бодхисаттвы, ведущих постепенно к полному просветлению. Эти ступени реализации
опираются на уровень очищения тонких препятствий к знанию, достигнутый
практикующим. Но в недвойственном состоянии не существует никаких уровней или
стадий реализации; с этой точки зрения имеется единственное бхуми — само
состояние знания.
Состояние знания возникает и созревает благодаря релаксации, но под релаксацией
вовсе не имеется в виду, что мы просто ничего не делаем. Иногда неправильно
понимают принцип Дзогчена "не исправлять" ничего, забывая о необходимости
присутствия. Но практика Дзогчен подразумевает, что надо научиться
расслабляться, в то же время непрерывно сохраняя свое присутствие, какие бы ни
были обстоятельства. Таким образом, в состоянии полного совершенства
сохраняется раскрепощенность и присутствие по отношению ко всем бесконечным
проявлениям энергии, которые только могут возникнуть. Чтобы практиковать
Дзогчен, совсем не обязательно изучать теорию религиозной или философской
традиции. Дзогчен можно понять в полной мере без употребления множества сложных
терминов и выражений. Например, мы пользуемся названием "дзогчен", потому что
оно указывает на всецелую (чен) полноту, завершенность (дзог) состояния
человека, но не было бы никакой разницы, если бы мы использовали какой-то
другой термин. Настоящий принцип заключается, кроме того, в передаче состояния
знания, которая может раскрыть и пробудить человека, а вовсе не в том, как мы
называем данную духовную традицию.
Некоторые люди думают, что необязательно иметь Учителя, и считают, что указаний,
которые они могут найти в книгах, достаточно, чтобы практиковать. Но книга не
только не может содержать живую передачу учения, но не может также предложить
для каждого типа человека соответствующие примеры и объяснения. Учитель,
сотрудничая с учениками, помогает им найти состояние созерцания через их
переживания, связанные с телом, речью и умом, учит многим методам для развития
состояния знания. Зная особенности каждого ученика, Учитель может посоветовать
ему, какой метод для него больше всего подходит.
В двух первых строках объясняется также Способ Видения в Дзогчене, потому что
та недвойственная природа всех явлений, о которой в них говорится, — это
действительно не что-то внешнее по отношению к личности, но истинное состояние
каждого человека. Таким образом, если мы будем упорно искать ее вне себя самого,
то разве сможем когда-либо понять изначальное состояние? То, что через пелену
двойственности видится нам как внешнее, на деле является всего лишь следствием
производимого нами самими, нашим умом, разделения на субъект и объект. Ведь
именно наш ум служит причиной возникновения суждений, привязанностей, кармы. И
чтобы понять, что такое недвойственность, о которой говорится в "Шести ваджрных
строках", нам просто нужно осознавать принцип: все воспринимаемое нами как наше
видение является на самом деле проявляющейся потенциальностью нашего
собственного изначального состояния.
В различных традициях тибетского буддизма под Способом Видения обычно
подразумевается особая философская теория о том, что лежит в основе этой школы.
Все школы тибетского буддизма признают, что труды Нагарджуны — вершина
буддийской философии Махаяны — заключают в себе высший Способ Видения,
называемый Срединным Путем. Согласно этой философской системе, невозможно с
точки зрения абсолютной реальности, природа которой есть не поддающаяся
описанию шуньята (пустотность), утверждать, что вообще что-либо абсолютно верно.
Посредством такого рода рассуждений, используя жесткую логику, Нагарджуна
опроверг все крайние воззрения других философских школ своего времени.
Однако в ходе последующих столетий среди тибетских школ возникли расхождения в
толковании философии Нагарджуны, что породило бесконечные теоретические
дискуссии и диспуты. Каждая школа старалась одержать верх и утвердить свой
собственный способ видения на основе логики и философских спекуляций. Но такой
подход не имеет ничего общего с недвойственным способом видения, находящимся за
пределами рассуждений и обсуждений.
Вообще буддийская философия опирается на идею о Двух Истинах: относительной и
абсолютной. Последняя из них соответствует абсолютному состоянию — состоянию
пустоты и недвойственности, а первая соответствует всему тому, что возникает в
относительном состоянии бытия. Считается, что когда человек находится в
состоянии медитации, сидя с прямой спиной, то он — в абсолютном состоянии. Но
когда занятие медитацией окончено и человек приступает к повседневным занятиям,
то он — в относительном состоянии. Эти две истины сравниваются с двумя ногами,
без которых человек не может идти по пути к реализации, определяемой как
объединение двух истин. Но в Дзогчене изначально не существует этого понятия о
двух истинах, и недвойственное состояние вводится в качестве основы как Способа
Видения, так и Способа Практикования.
Ваш Способ Видения в Дзогчене не должен быть чем-то вроде разглядывания внешних
вещей через очки. Несмотря на то что через их линзы можно получить возможность
ясно увидеть тысячи форм и цветов, направление вашего взгляда остается
ошибочным. Поэтому для примера берется зеркало, ведь когда мы смотрим в зеркало,
мы видим собственное лицо, и даже если нам не нравится, как оно выглядит, нам
приходится принимать его. Это единственный
|
|