|
естественно, иначе мы не были бы людьми. Из-за неисправленных ошибок матери
испытывают огромное чувство вины, но мало кто признает свои ошибки. Матери
хотят для детей лучшей жизни. Это желание хоть и искреннее, но матери не знают,
что является хорошим. Матери считают хорошим то, что хорошо на их взгляд.
Матери очень чувствительны по отношению к своим ошибкам. Не приведи Господь
ребенку поделиться с кем-либо усвоенной мудростью - благодаря тому, что
родители много ссорились, я стал умнее и могу теперь сам не допускать тех
бессмысленных ссор, что были между ними. В духе ребенка сохраняются и немые
ссоры родителей, не забывайте этого.
Мать, услышавшая такую речь, могла бы подумать следующее: ребенок выучился на
моей ошибке. Следовательно, это была положительная сторона моего плохого.
Прости, деточка, что тебе пришлось учиться именно так - через боль, но иначе я
не умела. Раньше я этой мудрости не знала. Теперь, через твою беду, я поумнела,
прости.
Вместо этого чуткое к обвинениям материнское ухо выхватывает лишь фразу
"родители много ссорились", и она набрасывается на ребенка, как ужаленная. "Ты
опозорил меня перед людьми. Неблагодарный! Как тебе не стыдно!" - льются
вперемешку со слезами обвинения.
Дорогие матери! Вы такие же люди, как Ваши мужья и дети, так же ошибаетесь. Все
человечество учится на ошибках.
Кто не умеет хранить в душе радость, у того обнаруживается в том же месте
чувство вины.
Обвиняющий (как женщина, так и мужчина) очень чувствителен к каждому слову,
которое говорится о нем или ему. Даже в самом невинном слове ему чудится намек
в свой адрес, и от этого он злится. Ах, что-то с сердцем плохо, ах, я сейчас
умру. И это ты виноват в том, что вывел меня из себя!
Те, кто от нас вдали либо уже на другом свете, такие хорошие, безгрешные, что
их нельзя не оплакивать. А тех, кто еще живы, нужно добить обвинениями.
Парадокс, не так ли? И он все крепчает.
Если каждый человек освободился бы от чувства вины, тогда он не сделался бы
обвинителем и не навлекал бы на себя обвинения. Тогда у нас не стало бы повода
для следующих слов: "Я не хочу идти домой. Там меня ждут сплошные упреки. Мне
все равно, где быть и что делать. Все равно меня ни во что не ставят". Так
вершит свою работу страх меня не любят. И он тоже дожидается освобождения.
Простите своему чувству вины то, что оно пришло Вас научить, однако не сумело
этого сделать. Попросите прощения у чувства вины за то, что взрастили его до
такой степени, что оно переросло в злобное обвинение. Попросите прощения у
своего тела за то, что обвинениями наносите вред себе и другим. Когда Вы
обвиняете другого, то у Вас в груди всегда возникает тяжелое ощущение. И оно
может распространиться по всему телу, если не прислушаться к знаку, подаваемому
сердцем.
Отец - это дух ребенка, мать - его душа. Обвиняя ребенка, Вы обвиняете себя.
Ребенок всегда понимает больше, ибо его любовь чище, и он выбрал Вас сам. Ваши
обличительные речи красноречиво говорят о том, что Ваша любовь причиняет боль.
Обвинениям Вашим сопутствует запугивание, которое Вы именуете предостережением,
желанием предотвратить плохое. Упрямо веря в непогрешимость своего мнения, Вы
совершаете большую ошибку.
Поучительное наставление, предостережение, даже ругань и предъявление
категорических требований, которыми ребенок не смеет пренебречь, хотя, может, и
злится, не наносят рану душе. В то же время слова могут оставаться теми же, но
тон, с каким они произнесены, может коренным образом изменить суть сказанного.
Раскройте глаза, и Вы увидите, что губите своих детей, супруга, свою жизнь и
себя. Каждый человек, обремененный чувством вины, видит лишь себя самого, а
обвиняет другого.
Приходит на прием алкоголик, у которого очень большое чувство вины перед жизнью.
Его мать как будто вправе постоянно костерить своего ребенка, которого она
сама таким воспитала, - ситуация ведь постыдная. Для этой матери важно мнение
людей, а не душевная боль сына, которую она сама причинила. Ни один ребенок не
рождается алкоголиком. Алкоголем заглушают чувство вины. Этот ребенок - урок
для матери, а мать - урок для ребенка. Они усвоят его, простив друг другу. А
если один прощает, но другой нет, то у простившего душевная боль исчезнет, у
непростившего останется.
Приходит на прием подросток с больным сердцем, у которого по причине здоровья
плохо с учебой и из-за этого он несчастен. Мать обвиняет его в том, что своей
болезнью он причиняет ей много хлопот. Ну почему ты не такой, как все? Этой
матери необходимо видеть успехи ребенка, ведь они - ее успехи. Мать не видит
молящего лица ребенка - не делай мне больно! - она ожесточена своим эгоистичным
обвинением. Ребенок же в этот момент чувствует, что мать хотела бы от него
избавиться. Он прочувствовал невысказанные слова. От жалости к себе - ах я
бедный, несчастный - он будет чувствовать себя еще хуже.
Озабоченная мать вздыхает: "И зачем только родители произвели меня на свет?
Пришлось пережить войну, а теперь еще хуже. Скоро и без куска хлеба останешься.
Уже и собственные дети выгоняют родителей на улицу (об этом случае она узнала
из газеты)". В этих причитаниях столько укора, страха и злобы, что ребенок
ощущает себя еще более виноватым. Одна за другой настигают эту женщину
бесконечные беды, и она не понимает, что сама их к себе притягивает.
Жизнь этой матери и ее ребенка не станет лучше, пока они не осознают, что:
* родители хоть и зачали тело, но ребенок появляется потому, что нуждается
|
|