|
повышенная активность — всякого рода творчество.
— Балдеж творческий?
— Можно и так. Теперь представим себя в положении человеческого детеныша,
природная психогенетическая программа которого состоит в скорейшем и
интенсивнейшем развитии этих самых лобных долей.
— Но...
— Подождите, я только начал. Я говорю: ДОЛЖНА состоять, я убежден, что
так и задумано. Именно потому, что такая программа в нормальных человеческих
детенышей вложена, они так невыносливы к скуке и
262
так яростно с нею борются. Лобные доли жаждут работы, чтобы развиваться. А
когда не получают работы или когда с ней не справляются — тотчас же рождают
внутри себя эту вот боль, называемую скукой, производят судорожные всплески, а
далее тем или иным способом отключаются. Вот откуда эти внезапные приступы
нелепого буйства или тупой ступор...
— Без-лобное поведение?
— Все поведение учащихся, вся история педагогики, хотел я сказать,— это
история борьбы лобных долей за свое существование. По моим подсчетам,
девяносто процентов бодрственного времени ребенка уходит на сопротивление
скуке. Разумеется, с вариациями...
— А у взрослых?
— Еще не подсчитал. Но уже сделал вывод, что скучные взрослые — это дети,
отравившиеся взрослятиной.
— Симптоматика?..
— Широчайший спектр отупения. Тоска, ищущая себе причины.
Создание искусственных напряжений, от выяснения отношений на пустом месте
до построения бредовых систем. Азартные игры и наркотики всяческие. Расцвет
пошлости до извращений включительно. Вандализм, жестокость, садизм,
самоубийства...
— Все это описывали старинные исследователи скуки ученической,
экспедиционной, корабельной, армейской, тюремной...
— В семейной примерно то же. Попробуем теперь уяснить общие знаменатели.
Скука всех бесчисленных видов предполагает некое замкнутое сообщество...
— Знаменитая провинциальная скука?..
— ..Да, или замкнутое пространство, замкнутое время.
— Коварнейшая скука путешественников, описанная еще, кажется, Плинием
Старшим...
— ..Да, и скука туристов, засоряющих планету. Короче говоря, замкнутость
жизни. Не обязательно внешняя, но обязательно внутренняя. В любых условиях,
хоть в раю, такая вот обреченность, такая обязанность — жить, такая
кошмарная необходимость. Жить, когда нет настоящей борьбы за жизнь. Когда нет
истинного познания. Когда нет любви, когда нет творчества...
— Нет, короче, полноты жизни.
— И главное, осмысленности, дающей полноту и
263
жизни самой стиснутой и суровой. Когда нет веры, соединяющей жизнь
отдельную с жизнью общей, хотя бы через посредство еще только одной другой
жизни, совсем маленькой, хотя бы через собачку. Вот на этот отрыв, на
отторжение души от духовного тела мира она и ответствует болью...
— Похоже, мы с вами рисуем довольно заурядную картинку из жизни ребенка.
— Слава богу, сами они стараются рисовать картинки другие. Благодарение
природе, дети еще играют.
— А мы им помогаем.
— Вот-вот. Одна из дьявольских услуг — организованный досуг. Скука
рождается, когда умирает игра. С раннего возраста, с помощью доброго дяденьки
Телевизора торопимся сделать детей пассивными потребителями интересненького,
одновременно заставляя есть кашу под названием "надо". Потребляй,
потребляй, глотай, для тебя все это произвели интересные дяди и тети. А потом
удивляемся, почему же не развивается самостоятельность, интересы, фантазия и
откуда такая избыточность эгоизма. "Надо — пил, надо — ел, сам себе я надоел",—
как сказал один мой знакомый старичок.
— Сколько ему лет?
— Семь с половиной.
— Солидный возраст, почти пенсионный. А чем болеет?
— Чем надо, тем и болеет. Мечтает заболеть чем не надо. И знаете, что еще
мне сказал? Я,— сказал он,— живу очень разнообразно. Это очень скучно".
— Что имел в виду?
— У него много разных занятий — музыкой, языками, спортом, ручным трудом и
прочая. Много всяческих игр и игрушек, книжек, одежек — в общем, целый "Детский
мир".
— От разнообразия, помнится, скучали владельцы восточных гаремов
и китайские императоры. Ну а что вы посоветовали?..
— Врачебный секрет. Когда он ушел, я еще раз сказал себе, что развлекать
детей — дело вредное.
— Однако ж сплошь и рядом мы видим, что дети, предоставленные себе,
маются от скуки и организуют такую энтропию, что только держись...
Созидательных игр, как правило, не получается. А получается...
264
— Тарарам и бедлам, совершенно верно. Взбешенная пустота. Но ведь это и
неестественно, когда дети предоставлены только себе. Детство творчески
|
|