|
проверяется совпадение-несовпадение. Надо исключить и поступки, внушенные самим
сновидением.
Это скучно, но что поделаешь...
Фрейд производил психоаналитическое толкование снов по принципу
образно-ассоциативной символики. В его толкованиях много остроумных догадок и
много произвольного и надуманного. Вытесненные побуждения действительно могут
проникать в сновидения, но как раз здесь это обычно происходит с гораздо
большей откровенностью, чем в жизни. Приведу лишь один пример.
Один из моих читателей, Д. Г., уже пожилой человек, поведал мне о «второй
жизни» в сновидениях.
В жизни это человек весьма здоровый физически и психически, деятельный и
разносторонне способный: известный в своей области специалист, преподаватель
вуза, научный работник, увлекается многими другими предметами, пишет стихи и
прозу, обладает легким слогом и незаурядной фантазией, в прошлом хороший
спортсмен... Здоровое самоутверждение пронизывает всю его жизнь. В общении
легкий и обаятельный (я имел удовольствие с ним встретиться). Нельзя, однако,
сказать — он сам это признал, — что жизнь дала ему полное удовлетворение: ему
постоянно свойственно, и иногда в горькой степени, то, что можно назвать
голодом неиспользованных возможностей, многочисленные увлечения остались на
уровне хобби...
И вот однажды (Д. Г. было тогда уже около шестидесяти лет) ему приснилось,
что он сидит на скамейке в сквере возле Большого театра; он сильный,
великолепно сложенный юноша, в превосходном настроении. Но странно: он не знает
своего имени, не знает, откуда родом и почему оказался здесь, — решительно
ничего о себе не знает. Он отправляется в ближайшее отделение милиции: быть
может, там ему помогут установить личность. Делом занялись опытные люди, и
через некоторое время ему вручаются документы на имя некоего Садко Руслановича
с фамилией того же корня, что у Д. Г., но короче и красивее, а также
студенческий билет, свидетельствующий, что он, Садко, — студент физического
факультета Московского университета, хотя ему всего шестнадцать лег. Окрыленный,
он идет в университет выяснять дальнейшие подробности своей жизни, знакомится
с людьми, которые, как оказалось, давно его знают, и тут сон оборвался...
Однако на следующую ночь он снова приснился себе в образе Садко, столь же
привлекательном, и новый сон начался точно с того места и временя, на котором
кончился предыдущий. Некоторое время спустя — новый сон, и опять с того места,
на котором оборвался.
Так началась жизнь второго «я». Она продолжалась из сна в сон, с
нерегулярными перерывами, во время которых виделись обычные, сумбурные сны,
быстро забывавшиеся. Сны же, касавшиеся Садко, были необычайно яркими и
последовательными, время в них текло быстрее, чем в жизни, иногда новые события
начинались после небольшого разрыва, но всегда «время вперед».
Последовали очередные приятные сюрпризы: оказалось, что Садко Русланович
необычайно талантлив, если не сказать гениален. Еще не кончив университета, он
сделал выдающееся физическое открытие, а затем еще ряд других в физике и
математике. Он свободно владеет многими языками. Кроме того, необычайно
одаренный пианист и композитор, концертирует, пишет симфонии, придумывает новые
музыкальные инструменты... Почти одновременно он завоевал звание чемпиона мира
по боксу и шахматам, плаванию, гимнастике, фигурному катанию и настольному
теннису. Его полюбила удивительно красивая девушка, дочь известного академика...
Нельзя сказать, что все дается ему легко, бывают полосы неудач и творческих
кризисов, и, конечно, у него много врагов и завистников. Но он морально чист,
страшно трудолюбив и настойчив, и потому фейерверк успехов не иссякает....
— Чем же кончилось? — спросил я Д. Г.
— А это не кончилось. Моя вторая жизнь продолжается, правда, в последнее
время все с меньшей частотой и регулярностью. При приеме даже небольшой дозы
алкоголя снов не бывает, при переутомлении и расстройстве тоже. Сейчас Садко
занят разработкой сложной математической теории, пишет космическую симфонию и
встречается с очаровательной юной художницей. Ему чинит препятствия один
академик, ранее набивавшийся в соавторы...
Мы порешили на том, что Садко, этот очаровательный супермен, являет собой
подсознательное «идеальное Я» Д. Г.: ведь ему, в самом деле, свойственны
некоторые черты оригинала... В фантастических достижениях Садко весьма
прозрачно видится все то максимальное, чего хотел бы добиться Д. Г. Наиболее
удивительно, конечно, непрерывное развитие сюжетных событий во времени, из
сновидения в сновидение: ведь обычно сновидения, как кто-то хорошо сказал,
похожи на сгоревшую бумагу, при одном взгляде они рассыпаются... Но и это
несколько проясняется, если учесть, что Д. Г. вообще свойственно сюжетное
мышление (он написал детективную повесть). И кроме того, столь несомненная
связь «второй жизни» с Раем, который всегда заинтересован в продолжении...
Очевидно, следующие сновидения подсознательно «заказываются» Д. Г.
ФЛЮИДЫ ГОРИЛЛЫ
Нет, не флюиды и не таинственная энергия, а техника управления вниманием,
эмоциями и памятью на основе частичного усыпления — вот что такое гипнотическое
воздействие. «А все равно что-то есть...» Огромна сила ходячих представлений
невежества!
Реализуется внушение или нет, быть гипнозу или не быть — зависит от
множества переменных разных уровней — социально-психологического,
психофизиологического, ситуационного. Все это смыкается в безотчетных
|
|