|
перестать быть собой. Если я замечаю, что уже вошел в роль, то это значит, что
я еще в нее не вошел...
Избавить от мук раздвоенности может только самозабвение. Итак, репетиция.
Момент первый: сосредоточение и внутренняя задача.
Представление главных составляющих ситуации, ваших действий и ролевого
самочувствия: «Большая аудитория, слушатели мало подготовлены, а некоторые и
недостаточно дисциплинированы... Я должен прочитать двухчасовую вводную лекцию,
открывающую целый цикл. Лекция должна заинтересовать слушателей... Я должен
держаться свободно и уверенно, говорить ясно и остроумно... Приподнятость
настроения, легкое волнение... Постоянно держать в голове общий план и в то же
время быть готовым к импровизации, вовремя пошутить, отвлечься...»
Такое сосредоточение особенно необходимо, когда вы готовитесь к чему-то
новому, — в этом случае жалеть время на него не стоит. Если же дело более или
менее привычно (отработанный курс), довольно нескольких мгновений беглого
воспоминания.
Момент второй: освобождение (релаксация).
Минут десять (меньше, больше) побыть в состоянии полной мышечной
расслабленности, посидеть или полежать в удобной, свободной позе. Можно и
подвигаться, поразмяться, включить музыку, поболтать — как вам кажется лучше,
пробуйте варианты.
Освобождение необходимо, чтобы укрепить в подсознании момент первый и
подготовить момент третий: сосредоточение и ролевое самовнушение.
По возможности сохраняя достигнутую освобожденность, внушайте себе, что вы
уже приближаетесь к вашей ответственной ситуации; воображайте со всей возможной
отчетливостью, что это уже происходит — и как происходит... Одновременно
внушается и необходимое самочувствие.
«Нахожусь за сценой... Раскладываю и просматриваю конспект... Спокоен,
собран, сосредоточен...»
Большинству это лучше удается в уединении, в тишине или хотя бы в условной
изоляции (отвернуться к стене, подойти к окну). Хороший фон — свободное дыхание,
мягкая расслабленность мышц. Но, например, мне, секунд пять полежав без
особого расслабления (риск уснуть), лучше двигаться — делать диковатые движения,
приплясывать, выгибаться, так я перехожу в момент четвертый: продолжение
ролевого самовнушения с одновременной тонизацией.
«...Тело и голова легки... Подвижен, пружинист, приятно волнуюсь... Вполне
готов! Слух и зрение обостряются, все послушно, готово, все хочет действовать...
Побыстрей!»
А теперь быстро — ПОДЪЕМ! — и — момент пятый: собственно ролевое действие —
репетиция, как таковая. НИКАКОЙ РЕПЕТИЦИИ! Действуйте — вы в ситуации! Все
всерьез! Не выходите из ролевого самочувствия! Никаких поблажек на «условность»,
«модельность», «ненастоящесть»!..
«Тяжело в ученье, легко в бою!»
Запомним крепко:
На репетиции — НИКАКОЙ РЕПЕТИЦИИ!
Требования к себе должны быть МАКСИМАЛЬНЫМИ.
Тогда так называемая «ответственная ситуация» станет для вас репетицией.
Но я еще не поведал вам главного.
С чего мы начали, помните? С того, что вы сами мешаете себе исполнять свою
роль.
А обязательно ли тащить с собой самого себя — свой вдоль и поперек
вызубренный Негатив?
Совершенно не обязательно, я сказал бы даже, не остроумно.
Берите с собой и пускайте в дело того себя, которого вы не знаете, — свой
недоизученный Позитив.
«Наилучшее в наихудшем». Допустим, вы тот же Лектор, но вы Рассеянный
Лектор, вы забыли дома конспект с формулами, а по дороге ужасно испачкали свой
костюм. О, да вы еще и Невезучий Лектор! — в аудитории кто-то беспрерывно
чихает, лает собака, плачет ребенок, у вас безумно чешется спина, началось
землетрясение — ничего страшного!..
Продолжайте, вы обязаны дочитать лекцию, даже в случае если придется
заменить роль Лектора ролью Пожарника.
После таких репетиций многие из обычных условий вашей жизнедеятельности
могут оказаться приятными неожиданностями.
Кстати, а почему бы вам не поимпровизировать пару раз на тему
противопожарной безопасности — если не в роли Пожарника, то в роли, допустим,
Бывалой Цирковой Лошади (вы многое повидали...)?
Почему не прочесть лекцию по своей специальности не в роли Лектора или там
Доцента, а в ролях (на выбор):
Инопланетянина, Графа Калиостро, Чарли Чаплина, Мотылька, Психотерапевта?..
Да-да, прямо на глазах у изумленной публики Бывают же такие сказочные
случаи, когда психотерапевты суют нос не в свое дело, инопланетяне оказываются
телепатами, мотыльки понимают, как надо жить, Калиостро выходит сухим из воды,
а Чарли Чаплин преодолевает сопротивление материалов Вы, только вы об этом
будете знать, а аудитория, не понимаючи, яростно аплодировать
Что вам мешает освободить свое ролевое пространство от «я» и впустить в
него свою же фантазию?
Ведь вы давно уже убедились, что узкая роль натирает мозоли
В Л
В Л!
Докладываю первые аплодисменты
|
|