Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: Владимир Леви :: Владимир Леви - ЦВЕТ СУДЬБЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
    Душа за скобками
    Который уже век спорят, из чего складывается актерское дарование.
    Эпохи меняют требования. Когда-то для актера необходимы были особая 
внешность, красивый и сильный голос, выразительная мимика, умение «подавать»... 
Теперь это не действует или просто смешно. Прежде всего естественность, говорят 
режиссеры. Ищут типажи, но, пожалуй, самый дефицитный из них — обыкновенность
    Кредо Станиславского: актер должен жить на сцене, а не играть. Не 
изображать, а переживать и верить переживанию — тогда будет и полнота 
воздействия.
    Есть, однако, и противоположный подход, проходящий сквозь всю историю 
искусства. В советском театре его исповедовал творческий оппонент 
Станиславского, Мейерхольд. Никакой естественности, считал он, на сцене не 
может и не должно быть, такая естественность — ложь в квадрате. В искусстве все 
искусственно, на то оно и искусство. В языке театра всегда есть условность и 
какие-то правила игры, принимаемые и актером, и зрителем. То же самое всегда 
есть и в жизни. Сценическая искусственность не противоречит подлинности, правде 
жизни, а, напротив, выявляет ее, если принимается открыто. Актер должен быть 
властителем, а не пере-живателем роли.
    Искусственная естественность или естественная искусственность?..
    Составил для себя сравнительную табличку.
    
    
    
    РОЛИ СЦЕНИЧЕСКИЕ               РОЛИ ЖИЗНЕННЫЕ
    
    1. Исполняются для зри- 1. Исполняются и для «зрите-телей. «Для себя» — 
вто- лей», и для себя. В разных рично. Могут выбираться, случаях — в разных 
соотно-Если предлагаются, то шениях, но «для себя» пер-можно отказаться, но на 
вично. В основном не выбира-сцене выйти из роли уже ются, даются судьбой, 
нельзя, это скандал.                обстоятельствами,   навязыва-
    ются и внушаются. Зато из любой можно выйти в другую, хотя это тоже не 
обходится без скандалов.
    62
    РОЛИ СЦЕНИЧЕСКИЕ
    1. Исполняются для  зрителей. «Для себя» — вторично. Могут выбираться. Если 
    предлагаются,     то можно отказаться,  но на сцене выйти из роли уже 
нельзя, это скандал.    РОЛИ ЖИЗНЕННЫЕ
    1. Исполняются и для «зрителей»,  и д\я  себя.   В  разных случаях — в 
разных соотношениях,  но  «для себя»  первично. В основном не выбираются,       
 даются        судьбой, обстоятельствами,   навязываются и внушаются.  Зато из 
любой можно выйти в другую, хотя это тоже не обходится без скандалов.    2. 
Четко определены и отграничены друг от друга. Наименования заключают в   себе   
все   содержание (Гамлет).
    3. Один человек — одна роль. Исключение — «театр одного актера», где роли   
меняются,   как   и   в жизни. Внутри роли, как и в жизни, множественность 
(Анна Каренина — светская дама, жена, мать, любовница...). 4. Текст задан. 
Импровизация   допускается   лишь как исключение. (Если не считать   особых   
жанров типа хэппенинга, приближающих сцену к жизни).
    5. Встречные  роли  партнеров   известны  наперед, неожиданности сведены к 
минимуму. Даже разыгрывая сцену убийства, актеры всеми силами поддерживают друг 
друга.
    6. Игровая       условность всеми принимается и осознается, но во время 
игры забывается, что и создает ощущение реальности происходящего.    2. 
Совмещаются и переходят друг в друга. Наименования (Отец, Супруг, Ученик, 
Милиционер...) никогда не исчерпывают содержания. Для выражения сущности 
некоторых ролей нет подходящих слов. 3. Один человек — много ролей. В каждой 
отдельной роли душа дробится и ограничивается, но стремится разорвать рамки и 
обрести цельность.
    4. Задан только контекст — общий смысл ролевых действий и их ожидаемые 
результаты. В пределах контекста — бесконечные    импровизации. Жесткая 
заданность только в отдельных ситуациях, приближающих жизнь к театру.
    5. Встречные роли полны неожиданностей. «Партнеры» могут и поддерживать и 
убивать.
    6. Условность осознается редко.   Когда   это   происходит (например, на 
процедуре заключения брака), может создаваться ощущение фальши или 
отстраненности от событий, а иногда и от себя самого.    Подумаем еще, 
поколдуем над таким сопоставлением    РОЛЬ ряд «ролевидность»
    вид, форма обличье личина изображение    БЫТНОСТЬ ряд «ролебытность»
    бытие, бытность облик лицо самочувствие    Совсем простенькое пояснение из 
биографии. Надев белый халат, я сразу же принял ролевидность врача, но в 
ролебыт-ность вхожу еще до сих пор, с переменным успехом. Писательский мой 
билет, количество вышедших книг, даже ежедневные судороги за столом — все это 
ролевидность, не более. А роле-бытность — не знаю... Пробилась ли она в эту 
строчку — неведомо.
    Гораздо проще быть зверем, у которого видность и бытность не разъединяются 
никогда.
    Самая трудная роль на сцене — роль Актера. Самая трудная роль в жизни — 
роль Самого Себя. И вот почему иногда приходят такие сердитые письма. 
(Сокращенный образчик).
    В. Л.!
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-