|
погоде на какую-нибудь укромную лужайку, скажем, в Измайловском парке)
входят от четырех-пяти до приблизительно двадцати человек. Если вы
хорошо представили вышеупомянутую голову, то теперь отчетливо видите, что
содержимое оной мгновенно приходит в лихорадочное движение. Голова
становится похожей на электронно-вычислительную машину, мигает множество
разных лампочек ("Настроение Даны... Комплекс Никиты... Взаимоотношения В.
Л. и Н. К... У Антуана опять крупные нелады с женой... Почему нет Алексея
Борисовича... В прошлый раз недообъяснил насчет подсознательной защиты
самооценки, Н. ничего не понял... Между Л. и Г. назревает несовместимость,
как-то разрядить... Если А. Д. опять будет пассивной...") - такие вот
включения и переключения происходят со скоростью достаточно большой, чтобы
успеть сообразовать план-стратегию с планом-тактикой, проблемы, характер и
интересы каждого - с интересами, характером и проблемами каждого, вчера - с
сегодня и завтра...
Это картинка изнутри, скажем, одна из множества картинок. А как
снаружи, извне?
Вот одна из игровых сцен, я ее хорошо запомнил, потому что сам был в
числе участников.
ГИП: Ситуация-психологема "Все мы немножко бабушки", серия "Жизнь
врасплох".
За обеденным столом пятилетний Антон (играет А. Б.,), он же Сын и Внук,
Папа, он же Зять, Бабушка, она же Теща.
Антон, плохо ест, играет с вилкой, Бабушка сердится, требует, чтобы
Антон ел как следует, Папа слушает и ест. Вдруг Сын спрашивает:
- Папа, а почему бабушка такая скучная и ворчливая?
Бабушка, напряженно улыбаясь, смотрит на Папу и ждет. Что же он
ответит?..
Этюд разыгрывался повторно: импровизируя, роль Папы поочередно играли
семь человек (три женщины, четверо мужчин). Получились варианты:
1. "На страже авторитета".
- Вынь вилку из носа и не болтай глупости. ("А завтра ты спросишь у
Мамы, почему Папа такой чудак?")
Бабушка смутно удовлетворена, Антон абстрагируется.
2. "Жизнь реальна, жизнь сурова".
- Вот станешь таким же - узнаешь.
Антон смутно удовлетворен, Бабушка плачет.
3. "На войне как на войне".
- Спроси у Бабушки сам.
Бабушка швыряет в Папу тарелку, Антон смущенно улыбается.
4. "Промежуточный ход".
- А посмотри, Антошенька, какая пти-ичка летит... (Сладким тоном и
одновременно беря за ухо.)
Бабушка сдержанно торжествует, Антон ловит кайф.
5. "И волки сыты и овцы целы".
- Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе потом объясню.
(Подмигивая, с обаятельной улыбкой.)
Неудовлетворенность Бабушки, презрение Антона.
6. "Меры приняты".
- Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе сейчас объясню.
(Подмигивая Бабушке и снимая ремень.)
Бабушка бросается на защиту внука.
7. "На тормозах".
- (Мягко, вкрадчиво-отрешенно.) Видишь ли, сынок, исходя из принципа
относительности, а также имея в виду проблему психофизического
параллелизма, все бабушки немножко ворчат и немножко скучные, а также все
мы немножко бабушки, немножко скучные и немножко ворчим. Вот я сейчас на
тебя и поворчу немножко за то, что ты задал мне такой скучный вопросик.
Когда мне было пять лет и у меня была бабушка, я никогда не задавал своему
папе таких ворчливых вопросиков, потому что у папы был большой-пребольшой
ремешок, очень скучный...
Бабушка и Антон впадают в гипнотическое состояние.
Были и еще варианты - Папа грустно смеется, Папа весело молчит, Папа
смотрит страшными глазами и поет "В траве сидел кузнечик...", Папа
включает радио, а тут как раз передача "Взрослым о детях", и т. д. - но
все эти вариации уже не принципиальны.
Последовал аналитический разбор, научные и этические комментарии. По
поводу каждой из сценок, как выяснилось, можно написать целый трактат: о
том, как Папа относится к Сыну, к Бабушке, к самому себе и к проблеме
взаимоотношений поколений, какие у него взгляды на воспитание и как
воспитывали его самого, насколько он культурен, интеллигентен, остроумен,
находчив, насколько способен чувствовать и поним.ать окружающих, может ли
уравновешивать, в своем поведении разные интересы, свои и чужие...
|
|