|
дальнейшего развития их эгоизма, Вы не добьетесь - именно о таких случаях
сказано, что "ни одно доброе дело не остается безнаказанным".
"Но как же тогда действовать? - спрашиваете Вы. - Ведь вы утверждаете,
что роль Альтруиста нужна мне самому?.."
Совершенно верно. Но я говорю именно о внутренней роли. А внешние ее
проявления - дело особое. Роль Альтруиста иногда требует и принятия
внешней роли Злостного Эгоиста - ведь именно таковым Вы и кажетесь
вымогателю, когда не поддаетесь его напору, и своему ребенку, когда
отказываетесь выполнять его прихоть. Для кого-то проявление Вашего
альтруизма - унижение, ножом по сердцу: "Не обливайте меня помоями вашей
гуманности", - никогда не забуду эту фразу одного своего пациента. В
отношениях дружеских и любовных на какие-то мгновения нужно уметь
принимать внешнюю роль Эгоиста Наивного, Эгоиста Обаятельного, когда,
например, Вам вручают подарки. Ведь ясно, что если кто-то Вас любит, то он
хочет сам принять роль Альтруиста, хочет чувствовать себя нужным Вам,
подарить Вам себя... Да, иной раз тяжкий труд позволить себя
облагодетельствовать, порой и невыносимый... А подарить Вам роль
Настоящего Альтруиста не может никто и может каждый, если только Вы сами
ее возьмете. Более всех других эта роль творческая, требующая истинной
жизненной виртуозности. А если очень крепко подумать, то это роль и самая
страшная, ибо принимающий ее берет на себятем самым и ответственность
решать, что такое Добро. Мыслить - решать - и действовать...
Ваш Д. Кет.
Ill
ЗЕРКАЛА
В
ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Искусство аванса,
или 2: 1 в пользу
Пряника. Угольки
в очагах любви.
Гарнитур для
выяснения
отношений.
Правда - ложь,
но в ней намек
Умных людей больше, чем они того заслуживают.
Старинная спорная мысль
- Вам какую характеристику, Белую или Черную?
- Ну такую... Пожалуйста, перевоплотитесь в Читателя.
- Ну что вам сказать... Автор пишет кое-где свежо, .но длинновато,
разбросанно. Кое-где скучно, азбучно, кое-где заумно, кое-где неуместный
юмор. Многовато теории. Маловато практики. И вообще не по делу. И вообще
все не то...
- Постойте, постойте! Я был вынужден опустить сугубо индивидуальные
рекомендации... Вы же пишете людям поодиночке, каждому свое, а я стараюсь
выявить общезначимое... И вообще все это. ваше, а не мое!.
- Не понимаю, к кому вы обращаетесь. Я ваш Читатель, и мне надо знать,
что сказать своей жене, а не общезначимой. А чье все это, мне как-то все
равно.
Этот разговор произошел у нас с Д. С. после того, как я показал ему
предыдущую главу в обработанном виде. Не могу сказать, что разговор
подействовал на меня ободряюще, но мысль о том, что обращаться надо не к
общезначимой жене, показалась заслуживающей внимания.
Скоро уже два года, Читатель, как я занимаюсь изучением превосходной и
остроумной книги "Вежливость на каждый день" польского автора Яна
Камычека. Немножко застрял на проблеме, в какой последовательности
надлежит применять вилку, нож и салфетку, уничтожая заливное ассорти под
грибным соусом с зеленым горошком и не нарушая хорошего тона. На странице
50 заинтересовало еще кое-что:
Заверяю мужей, что в каждом споре жену убедит заявление: "Ты мое самое
дорогое с о крое ищ е" (разрядка моя. - В. Л.). Невозможно объяснить,
почему мужчины так редко обращаются к этому прекрасному аргументу".
Первые проблески постижения причин этого удивительного феномена
появились у меня на одной из ГИПовских игр. После семиминутной разминки,
во время которой была разыграна ситуация "Первобытное стадо без вожака",
перешли к очередному занятию Университета Любви. От обилия впечатлений
слегка вспухла голова (к тому же из соображений инкогнито я сидел в
балахоне, и было трудновато дышать). А когда начался урок Школы Жен
(мужчины сидели в сторонке, внимательно слушая) и Мудрая Подруга прочла
|
|