Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: Владимир Леви :: В. Леви - Искусство быть ДРУГИМ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 86
 <<-
 
   Самооценка - итог
   Дорогой К.!

   Из старинных многонарушаемых общечеловеческих заповедей типа "не
укради", "не убий", "не пожелай жены ближнего" есть одна, как мне кажется,
самая невыполнимая:
   НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ.
   Как врач и как человек, я часто и подолгу размышлял над ее смыслом. Что
это такое? Призыв к смирению, всепрощению? - Никого не осуждай, всех люби
и да простит тебя господь? Или практический советпомалкивай, не высказывай
своего суждения, чтобы оно не обернулось против тебя? Напоминание
смертному, что он грешен и должен каяться сам, а не разоблачать других?
Или просто запрет иметь свое суждение, запрет думать?..
   Как бы, то ни было, Э1у рекомендацию человечество с давних пор и поныне
самым явным образом пропускает мимо ушей. Все судят и все судимы. От этого
никуда не денешься, на этом зиждется ма.сса человеческих отношении. И вот
сейчас, завершая разговор о самооцепке, я хотел бы очертить сферу, где,
как мне кажется, упомянутая рекомендация заслуживает некоторого внимания.
   Вольные поля. Я шатен. У меня серые глаза, родинка на левой щеке, шрам
на правом мизинце. Хороц.о это или плохо? Я русский с примесью французской
и татарской кровей, у меня три вставных зуба, 42-й размер ботинок - а это
как Вам понравится? Люблю кошек и собак, не люблю холодного ветра, не умею
играть в преферанс-а это хорошо или плохо?
   Да никак. Все это, конечно, может кому-то понравиться или не
понравиться, но такому человеку я ничем помочь не могу. Просто это есть,
как есть осина, бабочка, звезда альфа Центавра. По счастью, не все в мире
хорошо и не все плохо, не все черное и не все белое.
   И далеко не все в нас, слава богу, имеет отношение к оценкам и
самооценкам - есть и свободные поля, где мы просто живем, не получая
отметок и не заботясь о них, где просто есть то, что есть.
   Признаться Вам, я люблю эти места-чудом уцелевшие заповедники Страны
Детства, и приглашаю Вас наведываться в них почаще. Я не хотел бы, чтобы
Вы поняли мое приглашение как призыв отказаться от всех оценок и
самооценок. Для нормального человека это и невозможно, при всем желании.
Но человеку гармоническому необходимо уметь смотреть на одно и то же с
разных сторон, уметь мыслить и чувствовать многомерно. Оценочный подход
приложим ко всему, и цена всему назначается человеком, но человек пока еще
не продавец Вселенной. Ко всему приложим и подход внеоценочный -
созерцательный и исследовательский, вмещающий в себя все краски и связи,
все миры мира. Такой подход делает человека свободным и позволяет вести
диалог на равных...
   Проще говоря: суди, но не засуживай. Что-то просто принимай. Иногда
просто смотри. Просто думай...К сожалению, есть люди, которые этого не
понимают. Экстремисты суждения, они видят мир исключительно черно-белым.
Ни о чем не могут думать иначе, как в категориях "хорошо-плохо",
"полечно-нредно", выставляют отметки звездам, слонам, деревьям, младенцам.
Их взыскующий взгляд оценивает ваши сны и мечты, равно как джинсы и
волосы, они душат своими отметками ваше дыхание. Это тяжкая преграда к
общению и прискорбный признак духовной бедности...
   Человек равен Бесконечности. Самая страшная ошибка отметочной
психологии - приравнивание человека к его принадлежностям, к разного рода
статьям, к функциям и ролям. В циничном пределе - отоваривание,
превращение в вещь. Психология мещанина - вещизм грубый и откровенный. Но
еще более страшная ошибка - сам о-отождествление человека со всем этим
барахлом. Проникновение вещизма в самооценку.
   Рыночное отношение к своему достоинству. Я уже писал Вам, что
происходит, когда человек имеет глупость отождествлять себя со своей
талией, носом или дипломом - этот список можно продолжить неограниченно.
   Вещизм может прикинуться самой что ни на есть высокой духовностью.
   Ко мне приходит множество людей, страдающих от тех или иных форм
"унижения". И каждому, в доступной для него форме, приходится объяснять
одно: унизить тебя может только один человек на свете. И этот человек - ты
сам. Ты унижаешься, потому что забыл о своей Высшей Ценности. Ты сам себя
отоварил. Ты забыл, что ты Человек. Унижающий Другого признает тем самым и
свою низость. Тот, кто чувствует себя униженным - отождествляется с
унижающим.
   Это простая и, казалось бы, самоочевидная аксиома.
   Признавать Высшую Ценность, Абсолют в каждом живом, в каждой жизни. В
своей - в том числе. При таком подходе все отметочные игры, все без
исключения, становятся тем, чем они и должны быть, - играми, в которые
можно входить и выходить - легко и свободно, не теряя достоинства.
Разумеется, все мы разные и разного стоим по разным шкалам и измерениям: у
тебя баскетбольный рост, которого нет у меня, у меня музыкальные
способности, которых нет у тебя. Я не смыслю в литературе, ты не смыслишь
в футболе. Но к нашей Высшей Ценности, к человечности это никакого
отношения не- имеет. И комплекс неполноценности, и комплекс
сверхполноценности-это, прежде всего, бесчеловечное отношение к самому
себе.
   Но все простое и ясное, как мы уже не раз с Вами замечали, необычайно
трудно для усвоения именно по причине ясности и простоты.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 86
 <<-