|
Но разве это все? Да нет же, конечно! Лишь ничтожная доля. Даже Ваши
формальные роли перечислены далеко не полностью. А сколько еще
неформальных?
Друг Друга Милотакого-то,
Приятель Приятеля Вродетакого-то
Знакомый Знакомого Гдетотакого-то,
Сосед Соседей Околотаких-то,
Читатель Писателя Недотакого-то}
Любитель Супертакой-то Музыки,
Поклонник Артиста Перетакого-то,
Доброжелатель Прекрасного Человека Чудотакого-то,
Недоброжелатель Негодуя Растакого-то.
...Но разве и это все? Нет! Опять только ничтожная доля. Будучи Другом
Милотакого-то, Вы играете роль Эксперта По Особо Важным Делам, Советчика и
Утешителя, но в общении с другим другом, Нетаким-то, принимаете роль
Страдающего, Нуждающегося в-Утешении.
В качестве Соседа Соседей Околотаких-то вынужденно оказываетесь
Свидетелем Семейной Драмы, а иногда и Разнимателем и Вызывателем Милиции.
В качестве Недоброжелателя Негодяя Растакого-то готовы принять роль
Расследователя и Разоблачителя...
Вы едете с семьей отдыхать. Вы пассажир и играете роль Пассажира.
Более, казалось бы, никого. Но вы одновременно:
Отец,
Муж,
Покупатель Пирожков и Газет на остановках Разнотаких-то,
Попутчик Попутчиков Ктоихэнйеткаких-то...
Вряд ли можно найти жизненную ситуацию, где бы не приходилось совмещать
много ролей сразу. Но и внутри одной, казалось бы, вполне однозначной роли
какимто боком оказывается другая, третья, четвертая...
Вам предстоит работать учителем в средней школе.
Роль Учителя ясная, определенная, однозначная. Но посмотрите, сколько
она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других
имеет сродство, тяготение:
Есть над чем подумать, не правда ли?.. Подобное поле "тяготений" или
"валентностей" имеет любая роль. Жизненный объем роли, пространство ее
свободы, в котором она незаметно или заметно переходит в другие роли,
которые, в свою очередь, имеют свои пространства, свои поля... Построив
такое поле для любой роли (Родитель, Муж, Жена, Врач, Водитель автобуса,
Официант...), Вы можете проследить дорожки, которыми одна роль переходит в
другую, нащупать flx верхние и нижние границы - любопытная игра, которой
можно заняться и в одиночестве, и с друзьями, и во время PAT. В нашем
примере верхняя граница роли "Учитель" проходит по ролям: "просветитель,
врач, ученый, проповедник". Нижняя - "справочный агент, дрессировщик, шут,
экзекутор"...
Сопоставив такие поля с конкретными людьми, известными вам в таких-то и
таких-то ролях, Вы увидите, что по ним можно строить портреты личностей.
Увидите и то, что человек всегда может быть и больше, и меньше своей роли,
что в каждой роли возможно и творчество, и халтура...
Постройте же подобным образом и поля своих главных жизненных ролей.
Подумайте над тем, в каких пространствах, в каких точках находитесь Вы,
ближе к каким границам и почему? В какие точки желательно переместиться?
(См. Древо Цели и Зебру.) Что этому мешает и что способствует?
Дорогой К.., на этом сегодня прервусь, продолжу при первой возможности.
Рекомендации напоследок: наблюдая за людьми, старайтесь уловить моменты их
переходов из одной жизненной роли в другую. Следите за тем, как человек
меняется, как вживается в новое самоощущение... Это происходит то
мгновенно, то медленно, но всегда, именно в это время, в межролевом
пространстве и приоткрывается то, что можно назвать душой.
То, чему нет границ, то, что никуда никогда не вместится... Эти
метаморфозы можно уловить даже в письме.
Ваш Д. Кет.
Письмо 7.
(Продолжение)
Человек человеку гипнотизер
Дорогой К.!
Вы замечали, что есть люди, общаться с которыми необъяснимо легки? В
первый раз видите, а чувствуете себя так, будто знакомы целую вечность,
расцветаете от одного лишь присутствия... А есть и другие: вроде бы и не
зануда, и хороший человек, но чем-то неудобен, чем-то Вас замораживает,
какое-то отрицательное полечувствуешь себя то ли в чем-то виноватым, то ли
несколько дефективным... Все детство и юность, покуда не овладел техникой
|
|