|
* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *
ВВЕДЕНИЕ
ПОЛОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ
Всякое мышление исходит из понятий средней общности и развивается из
них по двум направлениям, с одной стороны оно стремится к понятиям все
высшей абстрактности, обнимающих все большую совокупность вещей и в силу
этого охватывающих все шире и шире область действительности, с другой
стороны, оно направляется к пункту пресечения понятий, - к конкретному
единичному комплексу, к индивидууму к тому, чего мы, в сфере нашего
мышления, в состоянии достигнуть только путем бесконечного числа
ограничивающих определений, путем присоединения к высшему, общему понятию
"вещи" или "чего-то" бесчисленного количества специфических,
дифференцированных моментов. Тот факт, что существует класс рыб,
отличающийся от млекопитающих, птиц, червей, был всем известен еще задолго
до того, как среди рыб стали различать хрящевых и костевых, и значительно
раньше, чем, с другой стороны, пришли к мысли объединить всех рыб с птицами
и млекопитающими понятием позвоночного, противопоставив червей полученному
таким образом единому, более сложному комплексу явлений.
Это самоутверждение духа в сфере действительности, пестрящей
бесчисленными сходствами и различиями, люди сравнивали с борьбой за
существование в животном мире. С помощью понятий мы защищаемся от мира.
Медленно и постепенно схватываем мы ими весь мир, как схватывают буйно
помешанного связывают по рукам и ногам, с тем, чтобы обезвредить его для той
ограниченной сферы, в которой он находится. Совершив это дело, и устранив
главную опасность, мы приступаем к отдельным членам, и тогда все дело
обеспечено.
Существуют два понятия, принадлежащие к самым древним с которыми
человечеству приходилось с самого начала кое-как перебиваться в своей
духовной жизни Правда, частенько вводили в них незначительные поправки,
отправляли в починку, делали лишь заплаты, тогда, когда нужно было чинить
либо все, либо части; отбросив от них кое-что и снова прибавив, люди то
ограничивали их содержание, то снова расширяли - подобно тому, как старый,
узкий избирательный закон под напором новых потребностей вынужден
развязывать один за другим свои путы. Но однако, в общем и целом, мы еще и
до сих пор уживаемся с этими понятиями, точно также как уживались с ними и в
старину. Я говорю здесь о понятиях: мужчина и женщина.
Правда, мы говорим о худощавых, тонких, плоских, мускулистых,
энергичных, гениальных "женщинах", о "женщинах" с короткими волосами и
низким голосом, говорим также о безбородых, болтливых "мужчинах". Мы даже
признаем, что существуют "неженственные женщины", "мужеподобные женщины" и
"немужественные", "женственные" "мужчины". Во внимании к одной только
особенности, которая еще при рождении определяет принадлежность человека к
тому или иному полу, мы решаемся даже приписывать понятиям отрицающие их
определения. Но подобное положение вещей логически немыслимо
Кому не приходилось, в кругу ли друзей или в салоне, в научном или
общественном собрании, слушать или даже самому затевать горячие споры о
"мужчинах и женщинах", об "освобождении женщины. Это все разговоры и споры,
в которых "мужчины" и "женщины" с безнадежным постоянством
противопоставляются друг другу, подобно белым и красным шарам, которые
лишены всяких различий между собою в пределах одного цвета! Не было никогда
попытки исследовать спорные пункты с точки зрения индивидуальной созданности
каждого из них, а так как каждый обладает индивидуальным опытом, то всякое
соглашение, естественно, оказывается немыслимым, как и во всех тех случаях,
где различные вещи обозначаются одним словом, где язык и понятие не
покрывают друг друга. Неужели "женщины" и "мужчины", представляя собою две
совершенно различные группы, являются в пределах каждой группы чем-то
однообразным, совпадающим во всех пунктах со всеми прочими представителями
этой группы. На этом именно и покоятся, большей частью бессознательно, все
решительно рассуждения о различиях между полами. Нигде в природе мы не
наблюдаем такого резкого разграничения. Мы видим, например, постепенные
переходы от металлов к неметаллам, от химических соединений к смесям, мы
находим также промежуточные формы между животными и растениями, между
явнобрачными и тайнобрачными, между млекопитающими и птицами. Ведь только из
соображений всеобщей практической потребности найти точку обозрения мира, мы
подразделяем явления, проводим между ними точные границы, вырываем арии из
бесконечной мелодии естества. Но "разумное становится нелепым, благодеяние -
мукой" Это также относится к понятиям мышления, как и к унаследованным
законам оборота Исходя из приведенных аналогий, мы и в данном случае
признаем совершенно невероятным предположение, что природа провела резкую
грань между всеми существами мужского рода - с одной стороны, и существами
женского рода - с другой В связи с этим невозможно охарактеризовать
какое-либо существо, как нечто, стоящее по ту или другую сторону этой
пропасти. Даже грамматике, и той чужда эта резкость. К бесконечным спорам о
женском вопросе неоднократно привлекали анатома в качестве верховного судьи.
Он должен был разрешить
спорное разграничение между врожденными, а по
|
|