|
пролить свет на эту загадку.
Глава 4
ИСТОРИЯ С МОЛОТКОМ
Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка.
И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения:
«А вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил,
когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он просто спешил. Или же
нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на самом деле хотел избежать
разговора, потому что плохо ко мне относится. Интересно, почему он ко мне так
плохо относится? Я всегда с ним любезен. Непонятно, что он против меня имеет,
но здесь явно что-то не так. Если бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я
бы дал его без всяких разговоров. Почему он не хочет одолжить мне свой молоток,
что я его съем, что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в
такой пустяковой просьбе? Вот такие-то люди и отравляют нам жизнь... Может, он
решил, что, раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в руках?
Ладно, сейчас я ему прочищу мозги». Наш герой вскакивает, в ярости мчится к
квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь,
но не успевает он произнести и слово «Здравствуйте», как на него обрушивается
крик нашего героя: «Подавись ты своим молотком, ты, кретин!»
Конечно, метод этот предельно прост и отнюдь не нов, но результаты он дает
прямо-таки ошеломляющие. Еще два тысячелетия назад это искусство — правда, в
позитивном плане — описал Овидий в своей поэме «Наука любви»: «Убеди себя, что
любишь, там, где лишь желаешь мимолетно. А затем и сам уверься в этом... Только
тот один любить достоин, кто умеет сам себя уверить в страсти нежной».
Если вам удалось проникнуть в суть совета Овидия, вы без труда сможете
поставить его на службу собственному несчастью. Немного найдется в мире методов,
которые бы по своей эффективности могли сравниться с умением
ошеломить ничего не подозревающего собеседника, ознакомив его с
заключительным звеном длинной, запутанной цепи фантастических измышлений, где
ему принадлежала решающая и, разумеется, весьма злодейская роль. Его
замешательство, когда вы бросаете ему в лицо открывшуюся вам горькую правду,
"его полная растерянность и притворное непонимание, о чем идет речь, наконец,
его гнев и тщетные попытки отрицать свою вину — все это лишь служит последними,
решающими уликами, окончательно убеждающими вас в том, что вы были правы в
своих подозрениях, что вы осчастливили всеми своими милостями недостойного и
что снова, вот уже в который раз, за все ваше добро вам заплатили черной
неблагодарностью.
Однако следует помнить, что здесь, как и во всякой другой методике —
включая, разумеется, и историю с молотком,— специалист всегда рискует нарваться
на аса, достигшего более высокого уровня совершенства в искусстве творить
собственные несчастья. Имеются сведения, что один социолог из Колорадского
университета по имени Говард Хигман выявил особый вид коммуникации, который
назвал разговорами о «неуточненном предмете». Так, в книге «Мой любимый
социолог» Генри Фэрли повествует о том, что женщины часто ухитряются заставлять
мужей курсировать по квартире с помощью восклицания «Это что еще такое?!». «При
этом жены,— пишет автор,— рассчитывают, что представители сильного пола
непременно покинут насиженные места, чтобы узнать, о чем идет речь, и, как
правило, достигают желаемого результата. Однако одному моему другу удалось
парировать отработанный удар супруги и одержать уверенную победу над ней. ...
Однажды, вернувшись домой, супруга воскликнула: «Ну что, они уже здесь?» Муж,
находясь в кабинете и не имея ни малейшего представления, о чем идет речь, тем
не менее твердо ответил: «Да». Жена, не сдаваясь, вновь прокричала: «А куда же
ты их девал?» На что из кабинета последовал невозмутимый ответ: «Туда же, куда
обычно». Впервые за все годы супружеской жизни он получил передышку на
оставшуюся часть дня»23.
Теперь давайте снова вернемся к Овидию или, вернее, к его последователям.
Здесь в первую очередь приходит на ум имя французского аптекаря Эмиля Куэ
(1857—1926), основавшего школу самовнушения. Ученики этой школы должны были
неустанно повторять следующую фразу: «Каждый новый день несет нам только
радость, счастье и удачу». Как вы понимаете, это утверждение полностью
противоречит целям настоящей книги, но даже человек со средними способностями
может перевернуть фразу Куэ вверх ногами и с успехом поставить ее на службу
собственному несчастью.
Теперь, вооруженные всеми этими теоретическими знаниями, мы можем уже
перейти к рассмотрению практических рекомендаций. Ведь необходимая в нашем деле
способность скрывать от правой руки то, что творит в этот момент левая,—
необязательно природный дар, ее с успехом можно развить. В этом вам помогут
несколько упражнений, которые мы приводим ниже.
Упражнение 1
Сядьте в удобное, лучше всего с подлокотниками, кресло, закройте глаза и
представьте себе, что вы вгрызаетесь в толстый ломтик сочного лимона. При
небольшой тренировке этот воображаемый лимон сможет вызывать у вас обильное
слюноотделение.
Упражнение 2
По-прежнему оставайтесь в кресле и, не открывая глаз, перенеситесь мыслями
с лимона на свои собственные ботинки. Не думаю, чтобы вам потребовалось слишком
много времени, чтобы осознать, возможно, впервые в жизни, какие огромные
неудобства причиняет необходимость постоянно носить обувь. Пусть вас не смущает,
если до этого момента ботинки казались вам верхом совершенства, главное — как
следует сконцентрироваться, и тогда вы без труда заметите, что где-то вам трет,
|
|