|
физа некогда делила с ней, но уже не имела сил переносить
дольше, вызывало у веселой девушки приступы горькой печали; она больше не
хотела испытывать их, после того как Горбунья периодически отказывалась от
ее помощи, считая, что источник денег нельзя назвать честным.
- Кареты!.. Кареты!.. - кричала все громче и громче толпа и единодушным
движением рванулась вперед, увлекая за собой Горбунью, так что она
оказалась в первом ряду зрителей маскарада.
Действительно, это было любопытное зрелище. Впереди скакал верховой, в
костюме почтальона, в голубой куртке с серебряным шитьем, с громадной
косой, стряхивавшей облака пудры, и в шляпе с длиннейшими лентами. Он
хлопал бичом и кричал во все горло:
- Берегись... Прочь с дороги!.. Дорогу Королеве Вакханок и ее двору!
За ним следовала открытая коляска, запряженная четверкой с двумя
форейторами, одетыми чертями. В коляске, образуя живую пирамиду, стояли,
сидели, лепились на запятках и подножках мужчины и женщины в самых
безумных, фантастических и экстравагантных костюмах. Это была какая-то
смесь ярких красок, лент, цветов, блесток и лоскутков. Из этой массы
выставлялось множество голов, и уродливых, и красивых, и грациозных, и
неуклюжих, но одинаково одушевленных лихорадочным возбуждением,
безудержным опьянением, обращенных с выражением фанатичного обожания ко
второй коляске, где царственно восседала Королева Вакханок. Свита и толпа
соединились, восклицая:
- Да здравствует Королева Вакханок!
Во второй коляске помещались четыре корифея, исполнители знаменитой
фигуры "Бурного Тюльпана": Нини-Мельница, Пышная Роза, Голыш и Королева
Вакханок.
Дюмулен, религиозный писатель, оспаривавший у друзей Родена влияние над
госпожой де Сент-Коломб, Дюмулен, прозванный Нини-Мельница, являлся
прекрасным образцом для карикатур Калло или Гаварни. Особенно для Гаварни,
этого выдающегося художника, соединяющего свойственные ему причудливую
фантазию и язвительность величайшего карикатуриста с глубиной поэтической
грации Хогарта. Нини-Мельница, которому было лет тридцать пять, носил на
голове римский шлем из фольги, сдвинутый на затылок. Классические линии
древнего убора изящно оживлялись метелкой из черных перьев с красной
кисточкой. Под этим шлемом красовалась самая румяная, развеселая рожа,
когда-либо одушевлявшаяся парами доброго вина. Большой нос, первоначальная
форма которого скромно скрывалась под пышным урожаем красно-лиловых угрей,
чрезвычайно комично подчеркивал безбородость лица, которому толстые,
оттопыренные губы и серые навыкате глаза придавали поразительно
жизнерадостный вид.
При виде жирного весельчака с брюхом Силена невольно возникал вопрос,
как смог он не потопить в вине ту желчь и тот яд, которыми пропитаны были
его памфлеты против врагов ультрамонтанства, и как устояла его
католическая набожность против свойственных ему вакхических и
хореографических подвигов. Невозможно было разрешить эту загадку, если бы
мы не приняли во внимание, как часто роли черных и отвратительных злодеев
на сцене играют самые безобидные добряки.
Так как было довольно холодно, то Нини-Мельница накинул на себя теплое
пальто, не скрывавшее, впрочем, ни его чешуйчатых лат, ни телесного цвета
трико, ни желтых отворотов на сапогах. Он стоял на передней скамейке
коляски и, наклонясь к толпе, орал диким голосом: "Да здравствует Королева
Вакханок!", сопровождая крик неистовым шумом огромной трещотки.
Голыш стоял рядом с Дюмуленом. Он держал белое развевающееся знамя, на
котором было написано: "Любовь и веселье - Королеве Вакханок!" Ему было не
больше двадцати пяти лет. Веселое и умное лицо, обрамленное русыми
бакенбардами, похудевшее от излишеств и бессонных ночей, выражало странную
смесь беспечности, смелости, насмешливости и небрежности, но не носило
отпечатка порочных и низких страстей. Это был настоящий тип _парижанина_,
как его понимают всюду: и в провинции, и в армии, и на военных и торговых
судах. Этим прозвищем не высказывают особой похвалы, но это и не бранное
имя, а под ним разом понимается и порицание, и восхищение, и известного
рода боязнь. Парижанин, правда, часто большой-лентяй и неслух, но в то же
время это ловкий работник, не теряющийся в опасности, всегда веселый и
насмешливый. Голыш был одет крючником: черная бархатная куртка с
серебряными пуговицами, красный жилет, полосатые панталоны, кашемировая
шаль в виде пояса с длинными концами и шляпа, украшенная цветами и
лентами. Этот костюм как нельзя больше шел к его стройной фигуре.
На заднем сиденье, стоя на подушках, находились Пышная Роза и Королева
Вакханок.
Семнадцатилетняя Роза, бывшая бахромщица, обладала миленькой и потешной
мордочкой и была кокетливо облачена в костюм дебардера. Ее блестящие глаза
и ярко-румяные щеки превосходно оттенялись белым напудренным париком,
причем сдвинутая набекрень военная фуражка, зеленая с серебром, придавала
ей залихватский вид. На шее был повязан оранжевый галстук, такого же цвета
был и пояс с длинными и развевающимися концами. Узкая куртка и обтянутый
жилет из светло-зеленого бархата с серебряным галуном красиво обрисовывали
тонкий стан, гибкость которого должна была великолепно подчиняться всем
фигурам "Бурного Тюльпана". Широкие панталоны одного цвета с курткой были
достаточно нескромны.
Королева Вакханок опиралась одной рукой на плечо Пышной Розы; она была
выше последней на целую голову. Сестра Горбуньи действительно царила над
всей этой толпой, которую она опьяняла безумной веселостью, причем
|
|