|
ны ледяных гор и окрашивает густым красным оттенком высокие черные
скалы обоих континентов.
После яркой, великолепной вспышки северное сияние начинает мало-помалу
бледнеть, и его блеск гаснет в лучезарном тумане. В этот момент,
вследствие своеобразного действия миража, нередко случающегося в этих
широтах, стало казаться, что американский берег, хотя и отделенный от
Сибири шириной морского пролива, настолько вдруг приблизился, что как
будто ничего не стоило в эту минуту перекинуть мост с одного материка на
другой.
И вот, в голубоватом облаке тумана, разостлавшегося над обоими
континентами, появились две человеческие фигуры.
На сибирском мысе стоял на коленях мужчина и с неизъяснимым отчаянием
протягивал к Америке руки.
А с американского берега молодая, красивая женщина отвечала на
отчаянный жест мужчины, указывая ему на небо...
При свете потухающего северного сияния эти две человеческие фигуры в
течение нескольких секунд вырисовывались на светлом фоне бледными
прозрачными очертаниями. Но вот туман постепенно сгустился, и все исчезло
во мраке.
Откуда пришли эти два существа, встретившиеся в полярных льдах, на
границе двух континентов?
Что это за создания, на секунду сблизившиеся благодаря обманчивой игре
миража и снова разлученные навеки?..
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГОСТИНИЦА "БЕЛЫЙ СОКОЛ"
1. МОРОК
Октябрь 1831 года приближался к концу.
Хотя на улице еще светло, но медная лампа с четырьмя рожками освещала
потрескавшиеся стены громадного чердака, единственное окно которого
завешено, чтобы не пропускать света. На чердак можно попасть через
открытый люк, в котором виднеется верхушка переносной лестницы. На полу
валяются в беспорядке железные цепи, ошейники с острыми гвоздями, уздечки
с зубьями, как у пилы, намордниками, усеянные остриями, длинные стальные
прутья с деревянными ручками. В углу стоит маленькая переносная жаровня,
вроде тех, какие служат мастерам свинцовых дел для растопки олова; угли в
ней лежат кучей на сухих стружках, и достаточно искры, чтобы он
воспламенился в одну секунду.
Невдалеке от зловещих инструментов, напоминающих орудия палача, лежат
принадлежности старинного вооружения. На сундуке разложена стальная
кольчуга с тонкими и гибкими кольцами, так плотно соединенными, что она
кажется мягкой стальной тканью, а рядом с ней - железные наручники и
набедренники в исправном виде, снабженные ремнями. Кроме того, масса
всевозможного оружия и две длинные трехгранные пики с ясеневыми древками,
прочные и легкие, на которых видны свежие пятна крови, дополняют эту
коллекцию, где о современности напоминают только два тирольских карабина,
заряженные и с порохом на полке.
С этим арсеналом смертоносного оружия и варварских инструментов странно
соседствовало собрание совершенно других вещей: четки в стеклянных
ящичках, медали, agnus Dei, кропильницы, изображения святых в рамках.
Вдобавок масса книжонок, напечатанных на грубой синеватой бумаге во
Фрибурге, с рассказами о новейших чудесах, о собственноручном письме
Иисуса Христа к одному верующему и, наконец, с мрачными предсказаниями на
1831 и 1832 год, адресованными революционной и нечестивой Франции.
Одна из картин, написанных на холсте, которыми странствующие фокусники
и фигляры украшают фасад своих балаганов, подвешена к продольной балке
потолка, для того, наверное, чтобы не портиться, оставаясь слишком долго в
скатанном виде.
На этом холсте виднеется следующая надпись:
"Истинное и достопамятное обращение Игнатия Морока, прозванного
"Предсказателем", совершившееся во Фрибурге в 1828 году".
Картина, больше чем в натуральную величину, написанная кричащими
красками и представляющая грубую мазню, разделена на три части и
изображает три главные момента из жизни обращенного, прозванного
"Предсказателем".
В первой части триптиха изображен свирепого вида человек с длинной
белокурой, почти белой бородой, одетый в шкуры оленя, как носят их дикие
обитатели северной части Сибири: на нем надета шапка из чернобурой лисицы,
с вороньей головой наверху. Его лицо изображает ужас. Скорчившись, на
маленьких санках, запряженных шестью рослыми дикими собаками, он несется
по снегу, спасаясь от стаи лисиц и волков, чудовищных медведей, которые,
раскрыв пасти с чудовищными клыками, казалось, способны сто раз поглотить
и человека, и сани, и собак.
Под этой картиной читаем:
"В 1810 году идолопоклонник Морок бежит от преследования диких зверей".
Во второй части картины Морок, одетый в белые одежды новообращенного,
стоит на
|
|