|
гда; это какое-то небесное nomemhe, напоминание о гармонии в самой
обаятельной форме. Существует школа спиритуалистов, имеющая своих
представителей в Англии и в Америке, которая рассматривает
сверхъестественные явления - привидения, призраки и т. д. - как проявления
божественной воли, желающей пробудить в душе человека воспоминание о
невидимых реальностях.
В самом деле, это чудесное и своеобразное состояние, в котором
уравновешиваются все способности, в котором воображение, несмотря на
поразительную силу, не увлекает за собой в опасные странствия наши
нравственные чувства, в котором повышенная чувствительность не страдает от
больных нервов, толкающих человека либо к преступлению, либо к отчаянию,это
необыкновенное состояние не имеет предвестников. Оно является внезапно, как
привидение. Это точно внушение свыше, но внушение, периодически
повторяющееся,- и если бы мы обладали истинной мудростью, мы могли бы
извлечь из него уверенность в существовании иной, лучшей жизни и надежду
приблизиться к ней - путем упорного воспитания нашей воли. Эта острота
мысли, этот экстаз ума и чувств во все времена казались человеку высшим
благом. Вот почему, стремясь только к непосредственному наслаждению, которое
дает такое состояние, и не боясь насиловать законы своей природы, человек
искал в естественных науках, в разных снадобьях, в самых грубых напитках и в
самых тонких ароматах - искал во всех странах и во все времена - магическое
средство которое дало бы ему возможность унестись, хотя бы на несколько
часов, из этой юдоли праха и, как говорит автор "Лазаря" - "мгновенно
овладеть Раем". Ах, человеческие пороки, несмотря на все ужасы, которые мы в
них усматриваем, доказывают (уже самой своей распространенностью)
неудержимое влечение человека к Бесконечному... Но увы! Влечение это часто
сбивает с пути! Можно было бы воспользоваться, как метафорой, избитой
поговоркой "Все дороги ведут в Рим" и применить ее к духовному миру; все в
конце концов ведет к награде или наказанию, этим двум формам вечности.
Человеческий дух кипит страстями: их у него -употребляя другое тривиальное
выражение - хоть отбавляй, Но этот несчастный дух, природная извращенность
которого так же велика, как и его непосредственная, почти парадоксальная
способность к милосердию и к самым суровым добродетелям,- этот дух
удивительно склонен к парадоксам, которые позволяют ему употреблять во зло
избыток его необъятной страсти. Он никогда не желает продавать себя целиком.
Но в своем ослеплении он забывает, что играет с более лукавым и более
сильным, чем он сам, и что Дух Зла, получив один его волосок, завладеет его
головой. И вот этот видимый владыка видимого мира (я говорю о человеке)
захотел создать себе Рай при помощи фармацевтических средств и возбуждающих
напитков, уподобляясь маньяку, который вздумал бы заменить солидную мебель и
настоящие сады рисунками на холсте, вставленными в рамы. Этим извращением
влечения к Бесконечному и объясняются, по-моему, все преступные эксцессы: от
уединенного, сосредоточенного опьянения писателя, который вынужденно прибег
к опиуму для облегчения физических страданий и, открыв в нем источник
убийственных наслаждений, сделал его светилом своего духовного мира и
подчинил ему весь склад своей жизни, до самого последнего oimhvi из
предместий, который с душой, объятой пламенем славы и величия, валяется в
грязи на проезжей дороге... Среди веществ, способных создать то, что я
называю Искусственным Идеалом - не говоря о спиртных напитках, сразу
приводящих в буйное состояние силы телесные и парализующих духовную силу, об
ароматах, слишком частое употребление которых хотя и создает более
утонченную фантазию, но постепенно истощает физические силы,- наиболее
действенными являются гашиш и опиум, их сравнительно легко достать и
обращаться с ними довольно просто. В этом очерке я намерен исследовать
таинственные явления и болезненные наслаждения, вызываемые этими веществами,
рассмотреть неизбежные последствия, которые влечет за собою их
продолжительное употребление, и, наконец, указать на моральное зло,
вытекающее для человека из столь опасного преследования ложного идеала. У
нас есть уже обстоятельное исследование об опиуме - научное и вместе с тем
поэтическое, и столь блестящее, что я не решился бы прибавить к нему
что-либо. Я ограничусь тем, что в одном из следующих очерков остановлюсь на
этой книге, которая целиком никогда не была переведена во Франции. Автор ее,
человек известный, обладающий сильным и очень тонким воображением,
удалившийся от мира и живущий в тихом уединении, поведал нам с трагической
правдивостью о тех наслаждениях и терзаниях, которые он в былые дни находил
в опиуме,
Самая драматическая часть его книги - это рассказ о тех
сверхчеловеческих усилиях воли, которые ему пришлось употребить, чтобы
избавиться от проклятия, которое он так неосторожно сам навлек на себя.
В настоящем очерке я буду говорить только о гашише, пользуясь
многочисленными исследованиями, извлечениями из записок и признаний
образованных людей, более или менее долгое время употреблявших его. Я
собираюсь объединить в моем труде все эти документы и представить их в виде
монографии, единым героем которой станет созданный мною тип, наиболее
удобный для такого рода экспериментов.
II. ЧТО ТАКОЕ ГАШИШ?
Рассказы Марко Поло, над которым напрасно издевались, как и над многими
другими древними путешественниками, были проверены известными учеными и
оказалось, что они вполне заслуживают нашего доверия. Я не буду повторять
его р
|
|