Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Россия :: Трубецкой Николай Cергеевич :: Вавилонская башня и смешение языков (Из книги "Наследие Чингисхана")
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
о данного социального целого или входящих в его состав индивидов. Поэтому 
всякая культура производит в пределах данного социального целого нивелировку 
индивидуальных различий его членов. В культурных ценностях, получающих 
признание, стушевываются отпечатки слишком индивидуальных черт их творцов и 
слишком индивидуальный тон потребностей и вкусов отдельных членов данного 
социально-культурного организма. Происходит это естественным образом, в силу 
взаимной нейтрализации полярных, т.е. максимально противоположных, 
индивидуальных различий. В результате на всей культуре лежит отпечаток 
некоторого среднего для членов данной социальной среды психического типа. Чем 
больше индивидуальные различия членов социально-культурного целого, тем 
расплывчатей и неопределеннее, безличнее средний тип, воплощающийся в культуре. 
Если представить себе культуру, творцом и носителем которой является все 
человечество, то ясно, что безличность и расплывчатость в такой культуре должны 
быть максимальными. В этой культуре должны воплощаться лишь те психические 
элементы, которые общи всем людям. Вкусы и убеждения у всех людей различны, 
индивидуальные колебания в этой области чрезвычайно сильны - но логика у всех 
одна, и материальные потребности в питании, экономии труда и т.д. тоже у всех 
более или менее одинаковы. Поэтому ясно, что в однородной общечеловеческой 
культуре логика, рационалистическая наука и материальная техника всегда будут 
преобладать над религией, этикой и эстетикой, что в этой культуре интенсивное 
научно-техническое развитие неизбежно будет связано с духовно-нравственным 
одичанием. Не облагороженная духовным углублением логика и материальная техника,
 высушивая духовно одичавшего человека, и то же время не только не облегчают, 
но затрудняют ему путь к истинному самопознанию и укрепляют в нем гордыню. И, 
таким образом, однородная общечеловеческая культура неизбежно становится 
безбожной, богоборческой, столпотворенческой. 

Напротив, в культуре национально ограниченной всему тому, в чем проявляются 
интимные духовные потребности и предрасположения, эстетические вкусы, 
нравственные стремления - словом, весь своеобразный моральный и духовный облик 
данного народа, - отводится почетное место. Вся духовная часть такой культуры, 
проникнутая своеобразной национальной психикой, интимно и органически близка ее 
носителям. Воплощение в культуре духовного облика и духовного опыта похожих и 
родственных натур облегчает отдельным членам данного национального организма 
работу личного самопознания. И поэтому именно только в пределах такой культуры 
могут возникать морально положительные, духовно возвышающие человека ценности. 

Понимая положительные стороны национальной культуры, следует, однако, отнестись 
отрицательно к национальному дроблению, переходящему за известный органический 
предел. Нужно всячески подчеркнуть, что национальное дробление отнюдь не 
равнозначно анархическому распылению национально-культурных сил, что дробление 
в данном случае не есть беспредельное измельчание. Что это именно так, особенно 
живо чувствуется при рассмотрении теневых сторон национального дробления. 

Закон многообразия национальных культур ограничивает человека: человеческое 
мышление оказывается ограниченным не только особой природой самого мышления, 
неспособностью выхода из пространства времени и "категорий", неспособностью 
преодолеть вполне шоры чувственного опыта, но и тем, что всякий человек 
способен вполне воспринять только создания той культуры, к которой сам 
принадлежит, или культур, ближайших к этой культуре (что сказывается с особою 
силой, когда дробление культур перерождается в измельчание их). Благодаря 
закону многообразия национальных культур общение между представителями разных 
народов затрудняется, а при известной степени различия между культурами даже 
становится совсем невозможным. Но наряду с этими отрицательными последствиями 
закон многообразия национальных культур - поскольку национально-культурное 
дробление не переходит известного органически необходимого предела - имеет для 
человечества и благотворные, положительные последствия, ибо, как явствует из 
предыдущего, только благодаря ему становится возможным возникновение у разных 
народов культурных ценностей, морально положительных и духовно возвышающих 
человека. Сознавая это, люди должны мириться с отрицательными последствиями 
этого закона и безропотно и сознательно переносить свою национальную 
ограниченность. 

Если стремление людей облегчить физический труд и уменьшить применение 
человеческого труда не заключает в себе ничего по существу греховного и 
является вполне естественным, то стремление к уничтожению многообразия 
национальных культур, к созданию единой общечеловеческой культуры практически 
всегда греховно. Оно ведет к установлению того состояния человечества, которое 
Священное Писание изображает как непосредственно предшествовавшее вавилонскому 
столпотворению, и это состояние неминуемо должно привести лишь к новой попытке 
постройки вавилонской башни. Всякий интернационал не случайно, а по существу 
безбожен, антирелигиозен и полон духом человеческой гордыни. 

В этом главный и основной грех современной европейской цивилизации. Она 
стремится во всем мире нивелировать и упразднить все индивидуальные 
национальные различия, ввести повсюду единообразные формы быта, 
общественно-государственного устройства и одинаковые понятия. Ломая 
своеобразные духовные устои жизни и культуры каждого отдельного народа, она не 
заменяет и не может заменить их никакими другими духовными устоями и насаждает 
только внешние формы быта, покоящиеся лишь на материально-утилитарных или 
рационалистических основаниях. Благодаря этому европейская цивилизация 
производит н
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-