|
ической нетерпимости в наше время есть результат не страстной веры и
убежденности, а искусственного взвинчивания, часто стилизация и есть порождение
коллективных внушений и демагогий. Есть, конечно, отдельные коммунисты и
фашисты, верующие и убежденные до фанатизма, особенно среди русских коммунистов
и немецких наци, менее среди итальянских фашистов, более скептических и
подчиненных расчетливой политике. Но у коммунистической и фашистской массы
никаких твердых и продуманных верований и убеждений нет. Эта масса, стилизуется
под фанатизм вследствие внушения и подражания, а часто и интереса.
Современный пафос нетерпимости очень отличается от средневекового; тогда
действительно была глубокая вера. Средний человек нашего времени идей не имеет,
он имеет инстинкты и аффекты. Нетерпимость его вызвана условиями войны и жаждой
порядка. Он знает лишь истину, полезную для организации. Двучленное деление
мира, вызванное требованиями войны, имеет свои неотвратимые последствия. Наша
эпоха не знает критики и идейного спора и не знает борьбы идей. Она знает лишь
обличения, отлучения, и кары. Инакомыслящий рассматривается как преступник. С
преступником не спорят. В сущности, нет больше идейных врагов, есть лишь враги
военные, принадлежащие к враждебным державам. Спор есть терпимость, самый
свирепый спорщик -- терпимый человек, он допускает сосуществование иных идей,
чем его идеи, он думает, что от столкновения идей может лучше раскрыться истина.
Но сейчас в мире никакой идейной борьбы не происходит, происходит борьба
интересов и кулаков. Коммунисты, фашисты, фанатики "ортодоксального"
Православия, Католичества или Протестантизма ни с какими идеями не спорят, они
отбрасывают противника в противоположный лагерь, на который наставляются
пулеметы.
Пафос ортодоксальной доктрины, которая оказывается полезной для борьбы и для
организации, ведет к полной потери интереса к мысли и к идеям, к познанию, к
интеллектуальной культуре, и сравнение с средневековьем очень неблагоприятно
для нашего времени. Никакого идейного творчества при этом не обнаруживается. В
этом отношении наша нетерпимая эпоха поразительно бездарна и убога, в ней
творческая мысль замирает, она паразитарно питается предшествующими эпохами.
Мыслители наиболее влиятельные в современной Европе, -- как Маркс, Ницше,
Киркегардт, -- принадлежат тому ХIХ веку, против которого сейчас происходит
реакция. Единственная область, в которой обнаруживается головокружительное
творчество, есть область технических открытий. Мы живем под знаком социальности,
и в этой области происходит много положительного, но никаких социальных идей,
социальных теорий сейчас не создается, все они принадлежат ХIХ веку. Марксизм,
прудонизм, синдикализм, даже расизм, -- все порождение мысли ХIХ века. Главное
преимущество нынешнего века в том, что он более обращен к реальностям,
разоблачает реальности. Но, разоблачая старые идолы, новый век создает новые
идолы.
Для фанатика не существует многообразного мира. Это человек, одержимый одним. У
него беспощадное и злое отношение ко всему и всем кроме одного. Психологически
фанатизм связан с идеей спасения или гибели. Именно эта идея фанатизирует душу.
Есть единое, которое спасает, все остальное губит. Поэтому нужно целиком
отдаться этому единому и беспощадно истреблять все остальное, весь
множественный мир, грозящий погибелью. С гибелью, связанной с множественным
миром, связан и аффект страха, который всегда есть в подпочве фанатизма.
Инквизиторы бывали совершенно убеждены, что совершаемые ими жестокости, пытки,
сжигания на кострах и прочее есть проявление человеколюбия. Они боролись против
гибели за спасение, охраняли души от соблазна ересей, грозивших гибелью. Лучше
причинить краткие страдания в земной жизни, чем гибель для многих в вечности.
Торквемада был бескорыстный, отрешенный человек, он ничего не желал для себя,
он весь отдавался своей идее, своей вере; истязая людей, он служил своему Богу,
он все делал исключительно во славу Божью, в нем была даже мягкость, он ни к
кому не испытывал злобы и вражды, он был в своем роде "хороший" человек. Я
убежден, что таким же "хорошим" человеком, убежденным верующим, бескорыстным,
был и Дзержинский, который ведь в молодости был страстно верующим католиком и
хотел стать монахом. Это интересная психологическая проблема.
Верующий, бескорыстный, идейный человек может быть изувером, совершать
величайшие жестокости. Отдать себя без остатка Богу или идее, заменяющей Бога,
минуя человека, превратить человека в средство и орудие для славы Божьей или
для реализации идеи значит стать фанатиком -- изувером и даже извергом. Именно
Евангелие открыло людям, что нельзя строить своего отношения к Богу без
отношения к человеку. Если фарисеи ставили субботу выше человека и были
обличаемы Христом, то и всякий человек, который поставил отвлеченную идею выше
человека, исповедует религию субботы, отвергнутую Христом. При этом все равно,
будет ли это идея церковной ортодоксии, государственности и национализма или
идея революции и социализма.
Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и
преследовании еретиков, есть человек, давно обличенный и осужденный Христом,
хотя он этого не замечает. Патологическая ненависть к ереси есть одержимость
"идеей", которая поставлена выше человека. Но все ортодоксальные доктрины мира
есть ничто по сравнению с последним из людей и его судьбой. Человек есть образ
и подобие Божье. Всякая же система идей есть порождение человеческой мысли или
безмыслия. Человек не спасается и не гибнет от того, что придерживается
какой-
|
|