Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Луций Анней Сенека :: О блаженной жизни
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
;  никаких  тщетных попыток,  никаких неудач: все, что  ты
задумал,  будет получаться,  исчезнут досадные  случайности,  препятствующие
исполнению твоей воли и твоих планов.
     3.  Ну как? Достаточно  добродетели  для блаженной  жизни? Ее  одной  -
совершенной и божественной - может ли не хватить тебе, и даже с избытком? Да
и чего может не  хватать тому, кто стоит  по ту  сторону всех желаний? Тому,
кто все свое собрал в себе, что может понадобиться снаружи? Однако тому, кто
еще  только стремится к добродетели, даже если он уже далеко продвинулся  на
этом пути,  еще  нужна  некоторая  милость фортуны, пока он  ведет борьбу  в
человеческом мире, пока он не выбрался из узла сковывающих его смертных пут.
Оковы эти бывают  разные: одни люди  связаны, стянуты, даже целиком обмотаны
тугой, короткой цепью;  другие, уже  поднявшись в  горние области и воспарив
ввысь, тянут за  собой  свою длинную, свободно отпущенную цепь: они тоже еще
не свободны; это нам кажется, что они на воле.
     XVII.  1. Кто-нибудь  из любителей облаять  философию может задать  мне
обычные  у них вопросы: "Отчего  же ты сам  на словах храбрее,  чем в жизни?
Зачем заискиваешь перед вышестоящим  и  не брезгуешь  деньгами,  полагая  их
необходимым для тебя средством к существованию? Зачем переживаешь по  поводу
неприятностей  и проливаешь слезы при  вести о смерти жены или  друга? Зачем
дорожишь доброй славой и не остаешься равнодушен к  злословию? 2. Зачем твое
имение ухожено более, чем требует природа? Почему твои обеды готовятся не по
рецептам  твоей  философии? К чему столь  пышное убранство в доме? И  почему
здесь пьют вино, которое старше тебя по возрасту? Зачем заводить вольеры для
птиц? Зачем  сажать деревья, не дающие ничего, кроме тени? Почему  твоя жена
носит в  ушах  целое  состояние  богатой  семьи?  Почему  рабы,  которых  ты
посылаешь  в школу,  одеты  в драгоценные ткани?  Для чего у тебя  учреждено
особое  искусство  прислуживать за столом, и серебро раскладывается  не  как
попало, а  строго  по  правилам, и  заведена отдельная должность  нарезателя
закусок?" К  этому  можно добавить, если  хочешь, и  много других  вопросов:
"Зачем тебе заморские  владения, и вообще столько, что ты не можешь  счесть?
Ты не знаешь всех твоих рабов: это либо постыдная небрежность, если их мало,
либо преступная роскошь,  если  их число превышает  возможности человеческой
памяти!" 3. Когда-нибудь после я сам присоединюсь к  твоей брани и  поставлю
себе в вину больше, чем ты думаешь; покамест же я отвечу тебе вот что: "Я не
мудрец и - пусть  утешатся мои недоброжелатели - никогда им не буду. Поэтому
не требуй  от меня,  чтобы  я сравнялся  с  лучшими, я могу стать лишь лучше
дурных. С меня  довольно, если  я  каждый день буду избавляться от одного из
своих пороков и бичевать  свои  заблуждения. 4. Я не выздоровел и, вероятно,
никогда не буду здоров; против моей подагры  я применяю больше болеутоляющие
средства, чем исцеляющие, и радуюсь, если  приступы повторяются реже  и  зуд
слабеет; впрочем, по сравнению с вашими ногами я, инвалид, выгляжу настоящим
бегуном". - Разумеется, я говорю это не от своего лица - ибо сам я погряз на
дне всевозможных пороков - но от лица человека, которому уже удалось кое-что
сделать.
     XVIII.  1.  "Ты  живешь  не  так,  как  рассуждаешь",-  скажете  вы.  О
злопыхатели, всегда набрасывающиеся на лучших из  людей! В том же обвиняли и
Платона, Эпикура, Зенона,  ибо все они рассуждали  не о том, как  живут, а о
том,  как  им следовало бы жить.  Я веду  речь о добродетели, а не о себе; и
если ругаю пороки, то в первую очередь мои собственные: когда смогу, я стану
жить, как надо. 2. Ваша ядовитая злоба не отпугнет меня от лучших  образцов;
яд, которым вы брызжете на других, которым  медленно убиваете самих себя, не
помешает  мне упорно  восхвалять ту жизнь, какую я не веду, но какую я знаю,
вести  следует;  не  помешает  преклоняться  перед  добродетелью, пускай нас
разделяет безмерное расстояние, и  стараться приблизиться к ней,  пусть даже
ползком. 3. Стану  ли  я  дожидаться,  пока  найдется  человек, которого  не
посмеет  оскорбить ваша  злоба,  не  признающая священной неприкосновенности
даже  за  Рутилием (7) и Катоном  (8)? Стоит ли стараться не прослыть у  вас
чересчур богатым, если даже циник Деметрий (9) для вас недостаточно беден? А
ведь сей муж - образчик суровости  - боролся  против всех, даже естественных
желаний и был беднее всех  циников: они запрещали себе иметь, он запрещал  и
просить. И он-то для вас  недостаточно нищий! А ведь нетрудно  заметить, что
не наука добродетели, а наука нищеты была главным делом его жизни.
     XIX.  1. Эпикурейский  философ Диодор несколько дней назад  собственной
рукой положил  конец своей жизни; но они не хотят признать, что он перерезал
себе  глотку  по  завету Эпикура.  Одни предпочитают  видеть  в его поступке
проявление безумия, другие необдуманность (и  легкомыслие); в  то время, как
это  был  человек  блаженный  и вполне  доброй совести;  он сам перед  собой
засвидетельствовал, что  настала пора уходить из жизни, воздал  хвалу покою,
который он вкушал, проведя весь свой век на якоре в тихой гавани, и произнес
слова, которые вам  так неприятно слышать,  как будто вас заставляют сделать
то же самое: "Прожил довольно и путь, судьбою мне данный, свершил я (10).
     2. Вы охотно рассуждаете о чужой жизни и чужой  смерти; стоит упомянуть
при вас  имя  какого-нибудь великого мужа,  стяжавшего особую славу, как  вы
кидаетесь  на  него  с  лаем,  словно деревенские  дворняжки  на незнакомого
прохожего. Видно, вам выгодно, чтобы ни  один человек не казался добрым, как
будто чужая добродетель  станет укором вашим недостаткам. Полные зависти, вы
сравниваете  свою грязь  с чужим  великолепием,  не понимая,  насколько этим
вредите самим себе. В самом деле, если их, стремящихся только к добродетели,
следует  признать  все же  корыстными, распутными и тщеславными,  то  кем же
окажетесь  в сравнении  с ними вы, для кого само имя добродетели ненавистно?
3.  Вы утверждаете, что никто  не соблюдает на деле того, что говорит, никто
не  живет согласно с
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-