|
ых составляется всякое живое
существо. Ведь если для самих первостихий ничего страшного в
том, чтобы вечно превращаться во что-то другое, для чего тогда
нам коситься на превращение и распад всего? Оно же по природе,
а что по природе -- не зло.
ТРЕТЬЯ КНИГА
Писано в Карнунте.
1. Высчитывать не только, как с каждым днем растрачивается
жизнь и остается все меньшая часть ее, -- и то высчитай, что
проживи человек дольше, неизвестно, достанет ли у него силы-то
ума для понимания вещей и того умозрения, которое заботится об
искушенности в божественном и человеческом. Ведь начнет же
дуреть: дышать, кормиться, представлять, устремляться и все
такое будет без недостатка, а вот располагать собой, в
надлежащее по всем числам вникать, первопредставления
расчленять и следить за тем, не пора ли уже уводить себя и
прочее, что нуждается в разумной мощи, -- это все раньше
угасает. Значит должно нам спешить не оттого только, что смерть
становится все ближе, но и оттого, что понимание вещей и
сознание кончаются еще раньше.
2. Следует примечать и в том, что сопутствует
происходящему по природе, некую прелесть и привлекательность.
Пекут, скажем, хлеб, и потрескались кое-где края -- так ведь
эти бугры, хоть несколько и противоречащие искусству пекаря,
тем не менее чем-то хороши и особенно возбуждают к еде. Или вот
смоквы лопаются как раз тогда, когда переспели; у перезрелых
маслин самая близость к гниению добавляет плодам какую-то
особенную красоту. Так и колосья, гнущиеся к земле, сморщенная
морда льва, пена из кабаньей пасти и многое другое, что далеко
от привлекательности, если рассматривать его отдельно, однако в
сопутствии с тем, что по природе, вносит еще более лада и душу
увлекает; поэтому кто чувствует и вдумывается поглубже, что
происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из
сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно
слажено. Он и на подлинные звериные пасти станет смотреть с тем
же наслаждением, как и на те, что выставляются живописцами и
ваятелями как подражание; своими здравомысленными глазами он
сумеет увидеть красоту и некий расцвет у старухи или старика, и
притягательность новорожденного; ему встретится много такого,
что внятно не всякому, а только тому, кто от души расположен к
природе и ее делам.
3. Гиппократ, излечивший много болезней, заболел и умер.
Халдеимногим предрекли смерть, а потом их самих взял рок.
Александр, Помпеи, Гай Цезарь, столько раз до основания
изничтожавшие города, сразившие в бою десятки тысяч конных и
пеших, потом и сами ушли из жизни. Гераклит, столько учивший об
испламенении мира, сам наполнился водой и, обложенный навозом,
умер. Демокрита погубили вши, Сократа -- другие вши. Так что
же? -- сел, поплыл, приехал, вылезай. Если для иной жизни, то и
там не без богов, а если в бесчувствии, то перестанешь
выдерживать наслаждение и боль и услужение сосуду, который тем
хуже, что сам он в услужении, ибо одно -- разум и гений, другое
-- земля и грязь.
4. Не переводи остаток жизни за представлениями о других,
когда не соотносишь это с чем-либо общеполезным. Ведь от
другого-то дела откажешься, воображая, значит, что делает
такой-то и зачем бы, и что говорит, и что думает, и что такое
замышляет и еще много всякого, отчего сбивается внимание к
собственному ведущему. Должно поэтому уклоняться того, чтобы в
цепи представлений было случайное или напрасное, а еще более --
суетное или злонравное; приучать себя надо только такое иметь в
представлении, чтобы чуть тебя спросят: "О чем сейчас
помышляешь?", отвечать сразу и откровенно, что так и так; и
чтобы вполне явственно было, что все там просто и
благожелательно и принадлежит существу общественному, не
озабоченному видениями услад или вообще каких-нибудь
удовлетворении, а еще -- что нет там какой-нибудь вздорности
или алчности, или подозрительности, или еще чего-нибудь такого,
в чем не сможешь признаться не краснея, что оно у тебя на уме.
И вот такой человек, который более уж не откладывает того,
чтобы быть среди лучших, есть некий жрец и пособник богов,
распоряжающийся и тем, что поселилось внутри его, благодаря
чему человек этот наслажденьями не запятнан, не изранен никакой
болью, ни к какому насилию не причастен, ни к какому не
чувствителен злу; подвижник он подвига великого -- ни единой не
покорился страсти, справедливостью напоен до дна; от всей
принимает души все, что есть и дано судьбой. А представлениями
о том, что говорит, делает или думает другой, он себя без
крайней и общеполезной надобности не часто займет. То, что при
нем, то ему для действия, а что отмерено
|
|