Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
ремлению  промысла,  по  которому  природа от некоего начала
устремилась к такому именно  мироустроению,  восприняв  в  свое
лоно  смыслы  того,  что  будет,  и определив производящие силы
именно таких возникновении, превращений и преемств.
     2. Разумеется, весьма было бы изысканно уйти из жизни,  не
вкусив  ни лживых речей, ни всяческого притворства, ни роскоши,
ни ослепления. Испустить дух после того, как  пресытился  этим,
-- хорошо, но уж не так. Или решиться приложиться к пороку, так
что  и  опыт не убеждает тебя бежать этой чумы? а ведь погибель
разума  больше  чума,  чем  какая-нибудь  там  дурная  смесь  и
разворот  разлитого  вокруг  дыхания.  Ибо  то  --  чума  живых
существ, поскольку они живые, а это --  чума  людей,  поскольку
они люди.
     3.  Не  презирай  смерть,  а прими как благо -- ведь и она
нечто такое, чего желает  природа.  Ибо  каково  быть  молодым,
старым,  вырасти,  расцвесть,  каково  появление зубов, бороды,
седины, каково оплодотворить, понести  плод,  родить  и  прочие
действия  природы,  вызревающие в ту или иную пору твоей жизни,
таково же и распасться. Вот как относиться  к  смерти  человеку
рассудительному,  а  не  огульно,  грубо  и  высокомерно;  нет,
ожидать ее  как  одно  из  природных  действий.  И  как  сейчас
ожидаешь,  чтоб  изошло  дитя  из  утробы  твоей жены, так надо
встречать свой час,  когда  эта  твоя  душа  выпадет  из  своей
оболочки.  Если  же  нужно  тебе еще и обывательское, сердечное
подкрепление, то особенно сговорчивым со смертью  сделает  тебя
рассмотрение  тех  предметов,  с которыми ты расстаешься, и тех
нравов, в которые она уже не будет впутана. Только  ни  в  коем
случае  не  ожесточаться  против  них,  напротив,  заботиться и
сносить тихо. Но помнить все-таки, что не  от  единомышленников
уходишь;  ведь единственное (если вообще есть такое), что могло
бы еще привлекать и удерживать  в  жизни:  жить  в  единении  с
людьми,  пришедшими  к  таким  вот  основоположениям. А теперь,
видишь, какой  утомительный  разлад  в  этой  жизни.  Только  и
скажешь: приди же скорее, смерть, чтобы мне и самому-то себя не
забыть.
     4.  Погрешающий  погрешает  против  себя;  несправедливый,
делая себя злым, себе же делает зло.
     5. Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо,  а  не
только тот, кто что-либо делает.
     6.  Довольно,  что  есть  сейчас постигательное признание,
есть   общественное   деяние,   есть    в    душевном    складе
благорасположение  ко  всему,  что  происходит в соответствии с
причинностью.
     7. Стереть представление; устремление остановить; погасить
желание; ведущее замкнуть в себе.
     8. На существа неразумные разделена одна душа, а существам
разумным уделена одна разумная  душа,  подобно  тому  как  одна
земля  у  всего земляного, и одним светом видим, одним воздухом
дышим все, сколько есть нас видящих и одушевленных.
     9.  Что  причастно  некоей  общности,   спешит   навстречу
единородному.  Что от земли -- тяготеет к земле, все влажное --
слиянно, так и воздушное; так что тут нужны бывают  препоны,  и
сильные.    Огонь,    правда,    устремляется    вверх    из-за
первостихийного огня, однако  он  настолько  готов  возгораться
вместе  со  всяким  здешним  огнем,  что всякое вещество посуше
хорошо возгорается, потому что меньше примешано  к  нему  того,
что  возгоранию  мешает.  И  уж, конечно, все, причастное общей
духовной природе так же, если не больше, спешит к единородному,
потому что насколько  оно  лучше  прочих,  настолько  же  более
готово  смешиваться  и сливаться с тем, что ему родственно. Так
вот, уже у неразумных  были  изобретены  рой,  стадо,  семейные
гнезда,  едва  ли  не  любовь. Там была уже душа, и нарастала в
том,  что  лучше,  единительная  сила,  какой  не  было  еще  у
растений,   камней,   бревен.   Ну  а  у  разумных  существ  --
государственность, дружба, дома, собрания и даже во время  войн
договоры  и  перемирия.  У существ, которые еще лучше, даже при
разделенное тел некоторым образом возникло единение  --  так  у
звезд.   Вот  как  путь  вверх,  к  лучшему,  сумел  произвести
единострастие  даже  в  разделенном.  Смотри  же,  что   теперь
происходит:  теперь  только  в  разумном и забыто это усердие и
склонность друг к другу, здесь только и не видна слиянность.  И
все   же   беглецы   схвачены,   потому   как  сильна  природа.
Присмотришься -- увидишь, что я говорю. Легче найти  землю,  не
прилепившуюся к земле, чем человека, отщепленного от человека.
     10.  Плодоношение у человека, и бога, и мира -- в свой час
приносят они всякий свой плод. И  если  в  речи  это  стерто  и
говорится  собственно о лозе и тому подобном, так это не важно.
А разум приносит плод -- и общий, и собственный; и рождается из
него другое, такое же, каков сам разум.
   
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-