|
тираническое, хищное и змеиное в человеке так же способствует возвышению вида
"человек", как и его противоположность. - Говоря только это, мы говорим далеко
еще не всё и во всяком случае находимся со всеми нашими словами и всем нашим
молчанием на другом конце современной идеологии и стадной желательности: как ее
антиподы, быть может? Что же удивительного в том, если мы, "свободные умы", не
самые общительные умы, если мы не всегда желаем открывать, от чего может
освободиться ум и куда, пожалуй, в таком случае направится его путь? И что
означает опасная формула "по ту сторону добра и зла", которою мы, по меньшей
мере, предохраняем себя, чтобы нас не путали с другими: мы суть нечто иное,
нежели "libres-penseurs", "liberi pensatori", "свободомыслящие" и как там ещё
ни называют себя эти бравые ходатаи "современных идей". Мы были как дома или,
по крайней мере, гостили во многих областях духа; мы постоянно вновь покидали
глухие приятные уголки, где, казалось, нас держала пристрастная любовь и
ненависть - юность, происхождение, случайные люди и книги или даже усталость
странников; полные злобы к приманкам зависимости, скрытым в почестях, или
деньгах, или должностях, или в воспламенении чувств; благодарные даже нужде и
чреватой переменами болезни, потому что она всегда освобождала нас от
какого-нибудь правила и его "предрассудка"; благодарные скрытому в нас Богу,
дьяволу, овце и червю; любопытные до порока, исследователи до жестокости, с
пальцами, способными схватывать неуловимое, с зубами и желудками, могущими
перерабатывать самое неудобоваримое; готовые на всякий промысел, требующий
острого ума и острых чувств; готовые на всякий риск благодаря чрезмерному
избытку "свободной воли"; с передними и задними душами, в последние намерения
которых не так-то легко проникнуть; с передними и задними планами, которых ни
одна нога не посмела бы пройти до конца; сокрытые под мантиями света;
покорители, хотя и имеющие вид наследников и расточителей; с утра до вечера
занятые упорядочиванием собранного; скряги нашего богатства и наших битком
набитых ящиков; экономные в учении и забывании; изобретательные в схемах; порой
гордящиеся таблицами категорий, порой педанты; порой ночные совы труда даже и
среди белого дня, а при случае - а нынче как раз тот случай - даже пугала:
именно, поскольку мы прирождённые, неизменные, ревнивые друзья одиночества,
нашего собственного, глубочайшего, полночного, полдневного одиночества, - вот
какого сорта мы люди, мы, свободные умы! И может быть, и вы тоже представляете
собою нечто подобное, вы, нарождающиеся, - вы, новые философы?
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ:
СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ
45
Душа человека и ее границы, вообще достигнутый до сих пор объем внутреннего
опыта человека, высота, глубина и даль этого опыта, вся прежняя история души и
ее еще не исчерпанные возможности - вот охотничье угодье, предназначенное для
прирожденного психолога и любителя "большой охоты". Но как часто приходится ему
восклицать в отчаянии: "я один здесь! ах, только один! а кругом этот огромный
девственный лес!" И вот ему хочется иметь в своем распоряжении несколько сот
егерей и острых на нюх ученых ищеек, которых он мог бы послать в область
истории человеческой души, чтобы там загонять свою дичь. Но тщетно: он с
горечью убеждается всякий раз в том, как мало пригодны помощники и собаки для
отыскивания всего того, что привлекает его любопытство. Неудобство посылать
ученых в новые и опасные охотничьи угодья, где нужны мужество, благоразумие и
тонкость во всех смыслах, заключается в том, что они уже более непригодны там,
где начинается "большая охота", а вместе с нею и великая опасность: как раз там
они теряют свое острое зрение и нюх. Чтобы, например, отгадать и установить,
какова была до сих пор история проблемы знания и совести в душе homines
religiosi, для этого, может быть, необходимо самому быть таким глубоким, таким
уязвленным, таким необъятным, как интеллектуальная совесть Паскаля, - и тогда
все еще понадобилось бы, чтобы над этим скопищем опасных и горестных пережитков
распростерлось небо светлой, злобной гениальности, которое могло бы обозреть их
с высоты, привести в порядок, заключить в формулы. - Но кто оказал бы мне эту
услугу! Но у кого хватило бы времени ждать таких слуг! - они являются, очевидно,
слишком редко, во все времена их наличность так невероятна! В конце концов
приходится делать все самому, чтобы самому знать кое-что, - это значит, что
приходится делать много! - Но любопытство, подобное моему, все же остается
приятнейшим из всех пороков, - прошу прощения! я хотел сказать: любовь к истине
получает свою награду на небесах и уже на земле. -
46
Вера в том виде, как ее требовало и нередко достигало первоначальное
христианство, среди скептического и южно-свободомыслящего мира, которому
предшествовала и в котором разыгрывалась длившаяся много столетий борьба
философских школ, параллельно с воспитанием в духе терпимости, которое давало
imperium Romanum, - эта вера не есть та чистосердечная и сварливая вера
подданных, которая связывала какого-нибудь Лютера, или Кромвеля, или еще
какого-нибудь северного варвара духа с их Богом и христианством; скорее, это
вера Паскаля, так ужасающе похожая на медленное самоубийство разума - упорного,
живучего, червеобразного разума, который нельзя умертвить сразу, одним ударом.
Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву
всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание
самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение. Жестокость и религиозный
культ финикиян проскваживают в этой вере, которую навязывают расслабленной,
многосторонней и избалованной совести: она предполагает, что подчинение ума
связано с неописуемой болью, что все прошлое и все привычки такого ума
|
|