Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Гегель :: Гегель Г В Ф - Феноменология духа
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
- процесс, тождественный с  противоположным процессом,  посредством которого
объект также субъективно полагается "я",  погружается во внутреннее самости,
и таким образом уничтожается существующая  в  сознании  зависимость  "я"  от
внешней реальности. Так самосознание достигает  того, что  имеет сознание не
наряду  с  собой,   не  внешнее  только  с  ним  связано,  но  действительно
пронизывает его собой и в качестве растворенного содержит его в самом себе.
     Чтобы  достигнуть этой  цели, самосознание  должно пройти  три  ступени
развития.
     1.  Первая  из  этих  ступеней  раскрывает перед нами непосредственное,
просто с самим собой тождественное и в то же время - в противоречии с этим -
отнесенное   к  внешнему   объекту  единичное   самосознание.   Будучи   так
определенно,  самосознание есть достоверное знание о себе самом как о сущем,
в сопоставлении с которым предмет обладает определением только чего-то мнимо
самостоятельного, в действительности  же ничтожного, - оно  есть вожделеющее
самосознание.
     2. На второй ступени объективное "я" получает определение  другого "я",
и  таким  образом  возникает  отношение  одного   самосознания   к   другому
самосознанию,  а  между  ними  обоими  возникает  процесс  признания.  Здесь
самосознание не  есть уже  более единичное самосознание, но в  нем  начинает
осуществляться единение единичности и всеобщности.
     3. Поскольку  далее  снимается  инобытие противопоставленных друг другу
самостей,  и  эти  самости  в   своей  самостоятельности  все  же   делаются
тождественными  друг  с  другом,  - постольку выступает третья из  названных
ступеней - всеобщее самосознание.


        ). Вожделение.

     Вї426


     Самосознание  в   своей  непосредственности  есть   нечто  единичное  и
вожделение -  противоречие его  абстракции, которая должна быть объективной,
или его непосредственности, которая имеет вид внешнего объекта и должна быть
субъективной. По отношению к достоверности самого себя, возникшей из  снятия
сознания,  объект должен быть  определен как нечто ничтожное,  а в отношении
самосознании  к  объекту  как  столь  же  ничтожная  должна быть  определена
абстрактная идеальность самосознания.
     Прибавление.   Вожделение   есть  та  форма,   в  которой  самосознание
проявляется на первой ступени своего развития.  Вожделение здесь, во второй,
главной части учения о субъективном духе,  еще не имеет никакого дальнейшего
определения, кроме определения его как влечения, поскольку это последнее, не
получив еще определения со стороны мышления, направлено на внешний объект, в
котором оно  ищет своего удовлетворения. Но  что определенное таким  образом
влечение существует в самосознании, - необходимость этого заключается в том,
что самосознание есть  вместе с тем  и ближайшая предшествующая ему ступень,
именно сознание, и что оно знает об этом внутреннем противоречии. Где нечто,
тождественное с самим собой носит в себе  противоречие и проникнуто чувством
своего  в себе сущего  тождества с самим собой, равно  как и противоположным
чувством своего внутреннего  противоречия, - там с необходимостью  выступает
влечение снять это противоречие. Неживое не имеет никакого  влечения, потому
что оно  не в состоянии перенести противоречия  и погибает,  если  нечто, по
отношению к нему другое, в  него проникает. Напротив, все одушевленное и дух
необходимо имеют влечение, так как ни душа, ни дух не могут существовать, не
имея в себе противоречия, не чувствуя или не зная его. Но в непосредственном
и потому  природном,  единичном, исключающем  самосознании противоречие, как
было уже указано выше, имеет ту форму, что самосознание, -  понятие которого
состоит  в тои, чтобы выражать  отношение  к самому себе, быть "я"  = "я", -
имеет   в  то  же  время  отношение   еще  к  некоторому  непосредственному,
положенному не идеально другому,  к внешнему объекту, к "не-я", и есть нечто
для самого себя внешнее, ибо оно, - хотя в себе и есть тотальность, единство
субъективного и  объективного, - ближайшим образом существует,  однако,  как
нечто одностороннее,  как  только субъективное,  лишь  через  удовлетворение
вожделения достигающее  того,  чтобы быть  в  себе и  для себя тотальностью.
Несмотря,  однако, на это внутреннее  противоречие,  самосознание продолжает
оставаться абсолютно уверенным  в себе, ибо  оно знает, что непосредственный
внешний объект не обладает никакой истинной  реальностью,  а  есть скорее по
отношению  к   субъекту  нечто  ничтожное,  лишь  мнимо  самостоятельное,  в
действительности же такое  же,  что  не заслуживает и не может  существовать
самостоятельно, но должно погибнуть под действием реальной мощи субъекта.
     Поэтому самосознание, взятое  в себе, знает себя в  предмете, который в
этой связи  соответствует влечению. В отрицании обоих односторонних моментов
как  собственной  деятельности  "я"  и  осуществляется  для  последнего  это
тождество.  Предмет  не  в  состоянии  оказать  этой  деятельности  никакого
противодействия,  как  нечто в себе и для самосознания лишенное самостности;
диалектика снятия  себя, составляющая  его  природу,  существует  здесь  как
упомянутая выше деятельность "я". Данный объект  полагается здесь в такой же
мере  субъективно, в какой  субъективность  теряет  свою  односторонность  и
становится для себя объективной.
     Прибавление. Самосознающий  субъект  знает  себя как  такого, который в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-