|
свободным и самостным объектом, некоторым другим "я", - тем самым
противопоставило себя самому себе в качестве различенного от себя "я", но
именно этим и повысилось над себялюбием только разрушающего вожделения.
) Признающее самосознание.
Вї430
Это есть самосознание для самосознания, прежде всего непосредственно,
как другое для другого. Я созерцаю в нем самого себя как "я"; но и в самом
себе я опять-таки созерцаю непосредственно наличный, в качестве "я"
абсолютно по отношению ко мне самостоятельный, другой объект. Снятие
единичности самосознания было первым снятием; этим самосознание определено
только как особенное. Это противоречие порождает влечение показать себя в
качестве свободной самости и для другого быть на лицо как таковым, - процесс
признания.
Прибавление. Вторая ступень развития самосознания имеет с
самосознанием, образующим первую ступень его развития и его находящимся во
власти вожделения, прежде всего общее для них определение
непосредственности. В этом определении заключается огромное противоречие, а
именно: так как "я" есть совершенно всеобщая, абсолютно-непрерывная, никакой
границей не прерванная, для всех людей общая сущность, те обе связанные
здесь друг с другом самости образуют единое тождество, так сказать, один
свет и тем не менее в то же время представляют собой два "я", которые в
совершенной косности и недоступности друг для друга существуют каждое как
нечто в-самое-себя-рефлектированное, от другого абсолютно различенное и
непроницаемое для него.
Вї431
Это противоречие есть борьба; ибо я не могу знать себя в другом как
самого себя, поскольку другое есть для меня непосредственное другое наличное
бытие; я поэтому стремлюсь снять эту его непосредственность. Точно так же и
"я" не может быть признано как непосредственное, но признается лишь,
поскольку я сам снимаю в себе свою непосредственность и благодаря этому даю
моей свободе наличное бытие. Но эта непосредственность есть в то же время
телесность самосознания, в которой оно, как в своем внешнем знаке и орудии,
имеет чувство самого себя, равно как и свое бытие для других, и свое
опосредствующее с ними отношение.
Прибавление. Более точная форма противоречия состоит в том, что оба
находящиеся в отношению друг к другу, самосознающие субъекта, - потому
именно, что они имеют непосредственное наличное бытие, - суть природные,
телесные субъекты, существуют, следовательно, в виде вещи, подчиненной
чуждой силе, и в качестве такой вещи вступают в соприкосновение друг с
другом, но в то же время являются, однако, безусловно свободными и не должно
обходиться друг с другом, как только с чем-то только данным в
непосредственном наличном бытии, как с чем-то только природным. Для
преодоления этого противоречия необходимо, чтобы обе противостоящие друг
другу самости в своем наличном бытии, в своем бытии-для-другого полагали бы
себя как то и взаимно признавали бы себя за то, что они есть в себе, или по
своему понятию, - именно не только за природные, но и за свободные существа.
Только так осуществляется истинная свобода, ибо ввиду того, что эта
последняя состоит в тождестве меня с другим, я только тогда истинно
свободен, если и другой также свободен и мной признается свободным. Эта
свобода одного в другом соединяет людей внутренним образом; тогда как,
наоборот, потребность и нужда сводит их вместе только внешне. Люди должны
поэтому стремиться к тому, чтобы найти себя друг в друге. Но это не может
произойти до тех пор, пока они остаются во власти своей непосредственности,
своей природности, ибо эта последняя есть как раз то, что разобщает их друг
с другом и препятствует им быть друг в отношении друга свободными. Свобода
требует поэтому того, чтобы самосознающий субъект в своей природности не
давал проявиться и природности других тоже не терпел бы, но чтобы, напротив,
относясь равнодушно к наличному бытию, в отдельных непосредственных
отношениях с людьми он и свою, и чужую жизнь ставил бы на карту для
достижения свободы. Только посредством борьбы, следовательно, может быть
завоевана свобода; одного заверения в том, что обладаешь свободой, для этого
недостаточно; только тем, что человек как себя самого, так и других
подвергает смертельной опасности, он доказывает на этой стадии свою
собственную способность к свободе.
Вї432
Борьба за признание идет, следовательно, на жизнь и смерть, каждое из
|
|