Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Франция :: Рене ДеКарт :: РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ
 [Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ, ЧТОБЫ ВЕРНО НАПРАВЛЯТЬ СВОЙ РАЗУМ И ОТЫСКИВАТЬ ИСТИНУ
В НАУКАХ

Если рассуждение это покажется слишком длинным для прочтения за один раз,
то его можно разделить на шесть частей. В первой окажутся различные
соображения относительно наук; во второй - основные правила метода,
найденного автором; в третьей - некоторые из правил морали, извлеченных
автором из этого метода; в четвертой - доводы, с помощью коих он доказывает
существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его
метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики,
какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и
рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а
также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в
последней - указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того,
чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а
также объяснение соображений, побудивших его писать.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СООБРАЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАУК

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕТОДА

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ МОРАЛИ, ИЗВЛЕЧЕННЫХ ИЗ ЭТОГО МЕТОДА

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ДОВОДЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ, ИЛИ ОСНОВАНИЯ
МЕТАФИЗИКИ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ПОРЯДОК ФИЗИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СООБРАЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАУК

Здравомыслие есть вещь, распределенная справедливее всего; каждый считает
себя настолько им наделенным, что даже те, кого всего труднее удовлетворить
в каком-либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь здравого
смысла больше, чем у них есть. При этом невероятно, чтобы все заблуждались.
Это свидетельствует скорее о том, что способность правильно рассуждать и
отличать истину от заблуждения - что, собственно, и составляет, как принято
выражаться, здравомыслие, или разум (raison),- от природы одинакова у всех
людей, а также о том, что различие наших мнений происходит не от того, что
один разумнее других, а только от того, что мы направляем наши мысли
различными путями и рассматриваем не одни и те же вещи. Ибо недостаточно
просто иметь хороший ум (esprit), но главное - это хорошо применять его.
Самая великая душа способна как к величайшим порокам, так и к величайшим
добродетелям, и те, кто идет очень медленно, может, всегда следуя прямым
путем, продвинуться значительно дальше того, кто бежит и удаляется от этого
пути.

Что касается меня, то я никогда не считал свой ум более совершенным, чем у
других, и часто даже желал иметь столь быструю мысль, или столь ясное и
отчетливое воображение, или такую обширную и надежную память, как у
некоторых других. Иных качеств, которые требовались бы для совершенства
ума, кроме названных, указать не могу; что же касается разума, или
здравомыслия, то, поскольку это единственная вещь, делающая нас людьми и
отличающая нас от животных, то я хочу верить, что он полностью наличествует
в каждом, следуя при этом общему мнению философов, которые говорят, что
количественное различие может быть только между случайными свойствами, а не
между формами, или природами, индивидуумов одного рода.

Однако не побоюсь сказать, что, по моему мнению, я имел счастье с юности
ступить на такие пути, которые привели меня к соображениям и правилам,
позволившим мне составить метод, с помощью которого я могу, как мне
кажется, постепенно усовершенствовать мои знания и довести их мало-помалу
до высшей степени, которой позволяет достигнуть посредственность моего ума
и кр
 
 [Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-