|
дабы посвятить себя делу веры, он тотчас же, по своему обычаю, стал заниматься
публичным преподаванием. Тогда я возвратился к нему, чтобы прослушать у него
курс риторики, причем в ходе наших, неоднократно возникавших споров я, весьма
убедительно опровергнув его доводы, вынудил его самого изменить и даже
отвергнуть его прежнее учение об универсалиях. Было же его учение об общих
понятиях таково: он утверждал, что вещь, одна и та же по сущности, находится в
своих отдельных индивидуумах вся целиком и одновременно; последние же
различаются [между собой] не по [своей] сущности, но только в силу многообразия
акциденций. И это свое учение он исправил таким образом, что, наконец, сказал:
одна вещь является тождественной [с другой] не по сущности, а в силу
безразличия.
А ведь этот вопрос об универсалиях был у диалектиков всегда одним из важнейших,
и он настолько труден, что даже Порфирий в своем "Введении", говоря об
универсалиях, не решился определить их, заявив: "Это - дело чрезвычайной
глубины". После того как Гильом изменил и даже был вынужден отвергнуть свое
прежнее учение, к его лекциям начали относиться так пренебрежительно, что едва
даже стали допускать его к преподаванию других разделов диалектики: как будто
бы только в учении об универсалиях заключается, так сказать, вся суть этой
науки. Поэтому мое учение приобрело такую силу и авторитет, что лица, наиболее
усердно поддерживавшие раньше моего вышеназванного учителя и особенно сильно
нападавшие на мое учение, теперь перешли в мою школу. Даже преемник моего
учителя в парижской школе сам предложил мне свое место, чтобы вместе с
остальными поучиться у меня там, где раньше процветал его и мой учитель.
Вскоре после того как обучение диалектике оказалось под моим руководством, наш
бывший учитель начал столь сильно мучиться от зависти и огорчения, что это даже
трудно выразить. Не имея сил дольше терпеть постигший его удар, он коварно стал
искать возможность удалить меня из школы. Но так как у него не было предлога
действовать против меня открыто, то Гильом решил предъявить позорнейшие
обвинения человеку, передавшему мне руководство в школе и отнять ее у него, а
на это место назначить моего противника. Тогда я возвратился в Мелён и снова,
как прежде, открыл там свою школу, и чем более явно он преследовал меня своей
завистью, тем больше возрастал мой авторитет, согласно словам поэта:
Высшее - зависти цель.
Бурям открыты вершины.
Однако немного позже, поняв, что почти все его ученики весьма сомневаются в его
благочестивости и без конца перешептываются по поводу его вступления в клир,
потому что он ни в какой степени не отказался от городской жизни, Гильом
переехал сам и перевез немногочисленную братию и свою школу в некий уеденный от
Парижа поселок. А я тотчас же возвратился из Мелёна в Париж, надеясь в конце
концов обрести покой от его преследований. Но поскольку, как я уже заметил
ранее, он сделал моим преемником моего противника, я раскинул свой школьный
стан вне пределов Парижа - на горе св. Женевьевы, как бы намереваясь держать
моего преемника в осаде. Услышав об этом, наш учитель без всякого зазрения
совести немедленно возвратился в Париж и перевел остававшихся еще при нем
учеников и братию в прежний монастырь, дабы освободить от моей осады того воина,
которого он раньше покинул. В действительности же Гильом сильно повредил ему,
хотя намеревался оказать ему помощь. В самом деле, раньше у моего преемника
было хоть несколько учеников, интересовавшихся преимущественно его лекциями о
Присциане, в изучении которого он считался особенно сильным. А после прибытия
учителя мой преемник совершенно лишился всех своих учеников и был, таким
образом, вынужден отказаться от руководства школой. Вскоре после того, вконец
отчаявшись приобрести мирскую славу, он и сам постригся в монахи.
Ты, наверное, хорошо осведомлен о том, как часто спорили я и мои ученики с
нашим бывшим учителем и его учениками после их возвращения в Париж и насколько
был удачен для нас, а также и для меня самого исход этих битв. Скажу об этом
смело словами Аякса, чтобы выразиться поскромнее:
...Спросите ль вы об исходе
Битвы меня, то отвечу я вам: побежденным я не был.
И даже если бы я умолчал об этом, то само дело гласит за себя, равно как и
исход его.
Пока происходили все эти события, моя возлюбленная мать Люция вызвала меня к
себе на родину. После пострижения моего отца Беренгария в монахи она
намеревалась поступить так же. По исполнении этого обряда я возвратился во
Францию, чтобы основательнее изучить богословие, в то время как часто
упоминаемый наш учитель Гильом уже утвердился на престоле епископа Шалонского.
Высшим же авторитетом в области богословия считался тогда его собственный
учитель - Ансельм Ланский.
Итак, я пришел к этому старцу, который был обязан славой больше своей
долголетней преподавательской деятельности, нежели своему уму или памяти. Если
кто-нибудь приходил к нему с целью разрешить какое-нибудь свое недоумение, то
|
|