|
Сократ. Вот и я тоже, мой мальчик, стараюсь учиться и у него и у других, кого
считаю
знатоками таких вещей. Что-то я уже знаю в достаточной мере, а вот одна малость
приводит меня в затруднение, и я хотел бы рассмотреть это вместе с тобой и
твоими
друзьями. Вот скажи мне, учиться - это значит становиться мудрее в том деле,
которому
учишься?
Теэтет. А разве нет?
Сократ. А мудрецы, я думаю, мудры благодаря мудрости?
Теэтет. Да.
Сократ. А это отличается чем-то от знания?
Теэтет. Что именно?
Сократ. Мудрость. Разве мудрецы не знатоки чего-то?
Теэтет. Что ты имеешь в виду?
Сократ. Одно ли и то же знание и мудрость?
Теэтет. Да.
Сократ. Вот это как раз и приводит меня в затруднение, и я не вполне способен
сам
разобраться, что же такое знание. Нет ли у вас желания потолковать об этом? Что
скажете?
Кто из вас ответил бы первым? Если он ошибется - да и всякий, кто ошибется, -
пусть
сидит на осле, как это называется у детей при игре в мяч. А тот, кто победит,
ни разу не
ошибившись, тот будет нашим царем и сможет задавать вопросы по своему
усмотрению.
Что же вы молчите? Или я веду себя дико, Феодор? Так ведь сам я люблю беседу, а
потому
и вас стараюсь заставить разговориться и получить удовольствие от беседы друг с
другом.
Феодор. Нет, Сократ. Вовсе не дико. Но все-таки ты сам вели кому-нибудь из
мальчиков
отвечать тебе. Я-то к такой беседе не привык и уже не в том возрасте, чтобы
привыкать. А
им как раз следует преуспеть в этом и еще во многом другом. Ведь правда, что
молодым
все дается. Поэтому, уж как ты начал с Теэтета, так и не отпускай его и ему
задавай свои
вопросы. „
Сократ. Ты слышишь, Теэтет, что говорит Феодор? Ослушаться его, я думаю, ты не
захочешь. Нельзя ведь, с чтобы младший не повиновался наставлениям мудрого мужа.
Поэтому скажи честно и благородно, что, по-твоему, есть знание?
Теэтет. Мне некуда деваться, Сократ, раз уж вы велите отвечать. Но уж если я в
чем
ошибусь, вы меня поправите.
Сократ. Разумеется, если только сможем.
Теэтет. Итак, мне кажется, что и то, чему кто-то может научиться у Феодора, -
геометрия и
прочее, что ты только что перечислял, - есть знания и, с другой стороны,
ремесло
сапожника и других ремесленников - а все они и каждое из них есть не что иное,
как
знание.
Сократ. Вот благородный и щедрый ответ, друг мой! Спросили у тебя одну вещь, а
ты
даешь мне много замысловатых вещей вместо одной простой.
{5}
Теэтет. Что ты хочешь этим сказать, Сократ?
Сократ. Может статься, и ничего, но все же я попытаюсь разъяснить, что я думаю.
Когда
ты называешь сапожное ремесло, ты имеешь в виду знание того, как изготовлять
|
|