Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Платон :: Платон - ПИР
<<-[Весь Текст]
Страница: из 26
 <<-
 
опять-таки, раздваивающееся и несогласное нельзя привести в гармонию, что
видно и на примере ритма, который создается согласованием расходящихся
сначала замедлений и ускорений. А согласие во все это вносит музыкальное
искусство, которое устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и
единодушие. Следовательно, музыкальное искусство есть знание любовных начал,
касающихся строя и ритма. Впрочем, в самом строении гармонии и ритма нетрудно
заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна. Но когда гармонию и
ритм нужно передать людям, то есть либо сочинить музыку, что называется
мелопеей, либо правильно воспроизвести уже сочиненные лады и размеры, что
достигается выучкой, тогда эта задача трудна и требует большого искусника.
Ведь тут снова вступает в силу известное уже положение, что угождать следует
людям умеренным, заставляя тех, кто еще не отличается умеренностью,
стремиться к ней, и что любовь умеренных, которую нужно беречь, - это
прекрасная, небесная любовь. Это - Эрот музы Урании. Эрот же Полигимнии пошл,
и прибегать к нему, если уж дело дошло до этого, следует с осторожностью,
чтобы он принес удовольствие, но не породил невоздержности. Точно так же и в
нашем ремесле очень важно верно направить желания, связанные с поварским
искусством, чтобы удовольствие не оказалось чревато заболеванием.

Итак, и в музыке, и во врачеванье, и во всех других делах, и человеческих и
божественных, нужно, насколько это возможно, принимать во внимание обоих
Эротов, ибо и тот и другой там присутствуют. Даже свойства времен года
зависят от них обоих. Когда началами, о которых я говорил, теплом и холодом,
сухостью и влажностью овладевает любовь умеренная и они сливаются друг с
другом рассудительно и гармонично, год бывает изобильный, он приносит людям,
животным и растениям здоровье, не причиняя им никакого вреда. Но когда
времена года попадают под власть разнузданного Эрота, Эрота-насильника, он
многое губит и портит. Ведь из-за этого обычно возникают заразные и другие
болезни, поражающие животных и растения. Ибо и иней, и град, и медвяная роса
происходят от таких преувеличенных, неумеренных любовных вожделений, знание
которых, когда дело касается движения звезд и времен года, именуется
астрономией.

Но и жертвоприношения, и все, что относится к искусству гадания и в чем
состоит общение богов и людей, тоже связано не с чем иным, как с охраной
любви, с одной стороны, и врачеванием ее - с другой. Ведь всякое нечестие
возникает обычно тогда, когда не чтут умеренного Эрота, не угождают ему, не
отводят ему во всем первого места, а оказывают все эти почести другому Эроту,
идет ли речь о родителях - живых ли, умерших ли - или о богах. На то и
существует искусство гадания, чтобы следить за любящими и врачевать их; вот и
получается, что гадание - это творец дружбы между богами и людьми, потому что
оно знает, какие любовные вожделения людей благочестивы и освящены обычаем.

Вот сколь большим и многообразным, вернее сказать неограниченным, могуществом
обладает всякий вообще Эрот, но Эрот, который у нас и у богов ведет ко благу,
к рассудительности и справедливости, - этот Эрот обладает могуществом
поистине величайшим и приносит нам всяческое блаженство, позволяя нам
дружески общаться между собой и даже с богами, которые совершеннее нас.

Возможно, что и я в своем похвальном слове Эроту многого не сказал, хотя так
получилось не по моей воле. Но если я что-либо упустил, твое дело, Аристофан,
дополнить мою речь. Впрочем, может быть, ты собираешься восхвалять этого бога
как-либо иначе - ну, что ж, изволь, кстати и твоя икота прошла.
{11}
И Аристофан ответил:

- Да, прошла, но только после того, как я расчихался, и я даже удивляюсь, что
пристойное поведение тела достигается таким шумным и щекотным способом: ведь
икота сразу прошла, стоило мне несколько раз чихнуть.

- Ну что ты делаешь, дорогой, - возразил Аристофану Эриксимах, - ты
острословишь перед началом речи, и мне придется во время твоей речи следить,
чтобы ты не зубоскалил, а ведь ты мог бы говорить без помех.

- Ты прав, Эриксимах, - отвечал со смехом Аристофан, - беру то, что сказал,
обратно. Но следить за мной тебе не придется, ибо не того боюсь я, что скажу
что-нибудь смешное, - это было бы мне на руку и вполне в духе моей Музы, - а
того, что стану посмешищем.

- Так легко тебе от меня не отделаться, Аристофан, - сказал Эриксимах. - Нет,
будь начеку и говори так, словно тебе предстоит держать ответ за свои слова.
А впрочем, я тебе, может быть, еще и дам поблажку.

Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности

- Конечно, Эриксимах, - начал Аристофан, - я намерен говорить не так, как ты
и Павсаний. Мне кажется, что люди совершенно не сознают истинной мощи любви,
ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари
и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя
все это следует делать в первую очередь. Ведь Эрот - самый человеколюбивый
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 26
 <<-