|
Эпиктет.
В чем наше благо?
Изд: М., 1904, Перевод В.Г. Черткова
Избранные мысли римского мудреца.
КНИЖКА ПЕРВАЯ.
I. К ДРУГУ, ВЕРНУВШЕМУСЯ К РАЗВРАТНОЙ ЖИЗНИ
Ты говоришь, что ты перестал стараться о своем улучшении, что ты зажил опять
по-прежнему и не видишь, чтобы тебе стало хуже от этого? Неправда, тебе стало
гораздо хуже, и ты потерял очень много. Прежде желания твои были чистые,
понятия честные и поступки добрые. Ты читал мудрые книги и радовался на таких
людей, как Сократ и Диоген. Теперь же ты радуешься на своих приятелей, которые
сводят тебя с распутными женщинами; ты читаешь развратные книжки, и разговоры и
дела твои постыдны. Ты потерял самое главное: ты перестал любить добро и правду.
Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? Нет, есть потери
худшие -- потери духовные. Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания, и
доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно. Ты не
видишь этого теперь, потому что ты заблудился; но было время, когда ты боялся
одного только -- как бы не перестать правильно мыслить, говорить и поступать.
Ты сам себя обокрал.
Опомнись, несчастный друг мой, и спаси себя от самого себя. Ведь ты помог бы
мне, если бы со мной случилось какое-нибудь несчастие? Почему же ты не поможешь
самому себе? Ведь для этого тебе не нужно никого ни вязать, ни бить, ни убивать,
-- тебе надо только одуматься, поговорить с самим собою. Себя ты будешь слушать
охотнее, чем других; прислушайся же к голосу своей совести и своего разума.
Разбери хорошенько самого себя: всмотрись в свою жизнь и без всякой потачки
смело осуди в ней то, что кажется скверным. Не говори, что в тебе сил нет, не
поступай, как малодушные пловцы, которые не борются против течения реки и
дозволяют унести себя в море. Помни, что управлять рассудком очень легко: стоит
только пожелать жить лучше -- и рассудок исправится. Если же ты будешь,
продолжать жить так, как теперь зажил, то вовсе потеряешь рассудок и станешь
хуже животного.
Какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? -- спрашиваешь ты. Да разве не
большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия,
воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо презрения ее!
Опомнись же и спаси свою душу!
II. ОБРАЩЕНИЕ К МАЛОДУШНОМУ ДРУГУ
Напрасно, друг мой, ты падаешь духом и сомневаешься в Боге.
Когда мы видим какое-нибудь творение людское, то мы понимаем, что работу эту
делал человек. Точно так же и весь мир, очевидно, имеет своего Создателя.
Начало всех начал, причину всех причин. Отца мира вещественного и духовного мы
называем Богом.
Человек, который понимает то, что делается вокруг него в Божьем мире, если
только он способен к благодарности, будет постоянно благодарить Бога за все
благодеяния видимого мира, которыми люди окружены. Только неразумный человек не
понимает блага всего того, что находится вокруг него, и не благодарит Бога,
столь благо и премудро устроившего мир.
И в самом деле, куда мы ни посмотрим, все, что видим вокруг себя и в нас самих,
все заставляет нас преклониться пред всемогущим Богом. Как премудро, например,
устроено человеческое тело мужчины и женщины, от взаимного влечения которых
происходит потомство! Воистину никогда не перестанешь удивляться на устройство
жизни всех тварей -- и людей, и животных, и растений. Но человеку, кроме той
жизни, которая дана растениям и животным, дано еще другое, чего нет ни у
растений, ни у животных.
Люди и животные устроены разно, потому что у них и назначение разное. Домашние
животные служат человеку: одни помогают ему обрабатывать землю, другие
доставляют ему молоко, остальные служат ему каждый как может и как назначено
Богом. Но животные исполняют свое назначение, справляют свои нужды и при этом
вовсе не понимают того, что делается на свете, Человеку же дана способность
вникать в окружающее, понимать, что для чего делается, и видеть Бога в Его
творениях.
Человек, как и животные, должен заботиться и о нуждах своего тела, но главнее
всего он должен делать и все то, что назначено одному только человеку и что
отличает его от животного. И потому человеку постыдно довольствоваться одного
своею животною жизнью и забывать о человеческой разумной и духовной жизни.
Человек должен поступать так, как указывают ему совесть и разум его. Старайся
же, друг, чтобы ты не умер прежде, чем исполнишь твое назначение.
Мне, как человеку, дано знать, кто я такой, для чего я родился и на что нужен
мне разум мой. Оказывается, что я получил самые лучшие духовные способности:
разумение, мужество, смирение. А с ними -- какое мне дело до того, что может со
мною случиться? Кто сможет рассердить или смутить меня? Ничего не может быть в
тягость мне, и я ни о чем внешнем не стану ни сожалеть, ни сокрушаться.
Напротив того, что бы со мною ни случилось, я приложу к делу то, что дано душе
моей.
|
|