Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Эпиктет :: Эпиктет - В чем наше благо?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
Из всего того, что Бог предоставляет нам в этой жизни, Он одну часть отдал в 
наше полное распоряжение: она составляет как бы нашу собственность; другая же 
часть находится вне нашей власти, так сказать, не принадлежит нам: все, что 
другие могут связать, насиловать, отнять у нас, не принадлежит нам; а все то, 
чему никто и ничто не может помешать или повредить, составляет нашу 
собственность. И Бог по Своей благости дал нам в нашу собственность как раз то, 
что и есть настоящее благо. Значит, Бог не враг нам; Он поступил с нами как 
добрый отец: Он не дал нам только того, что не может дать нам блага.
-- Так-то так; а вот мне пришлось расстаться с другом, и мы оба горевали об 
этом.
-- Зачем же друг твой считал своим то, что вовсе не его? Бог не дал тебя ему в 
вечную собственность. Когда он был с тобою, почему забывал он, что ты можешь 
умереть или уехать? Он наказан за свою глупость. А ты -- зачем ты так 
легкомысленно думал, что ты должен всегда жить там, где тебе приятно живется, 
на том же месте, с теми же людьми, за теми же занятиями. И тебе Бог не обещал 
этого. Вот ты теперь и плачешь. Ты, оказывается, несчастнее уток и гусей, 
потому что они ежегодно улетают за моря и нисколько не жалеют о прежнем свое 
жилище.
-- Да ведь они лишены ума!
-- Так неужели ты думаешь, что неразумные птицы должны быть счастливее человека,
 у которого есть разум? Разве для того Бог наделил нас разумом, чтобы мы были 
несчастны и проводили свою жизнь в слезах?
Вникни в человеческую жизнь и ты поймешь, что людям назначено то жить вместе, 
то разлучаться. Когда они вместе они должны быть счастливы друг через друга, а 
когда им приходится разлучаться, то они не должны печалиться об этом, Напротив 
того, мы должны радоваться тому, что отличаемся от растений, которые корнями 
своими прикреплены к одному месту.
Нельзя быть счастливым, когда желаешь того, что невозможно; и наоборот, можно 
быть счастливым только в том случае, если желаешь возможного, потому что в 
таком случае всегда будешь иметь то, чего желаешь. Все дело в том. чтобы желать 
только того, что в нашей власти, того, что возможно.
Кто желает невозможного, тот раб и глупец, восстающий против своего хозяина -- 
Бога. Хозяин наш желает, чтобы мы были счастливы; но для этого мы должны 
помнить, что вес родившееся должно умереть и что люди должны разлучаться.
Не проходит людям даром ничего из того, что они делают против закона Бога. 
Всякий человек, который бунтует против закона Бога, будет рабом и несчастным: 
он будет горевать и завидовать, он будет слаб и изнежен.
-- Как же жить? -- спрашиваешь ты.
Прежде всего и самое главное -- не пристращайся ни к чем:. больше того, сколько 
ты привыкаешь к чужой вещи, о которой знаешь, что она может быть отнята у тебя. 
Когда обнимаешь своего ребенка, брата, друга, то говори себе, что ты обнимаешь 
нечто такое, что должно умереть, что дано тебе только на время. Виноград спеет 
только осенью, и смешно желать, чтобы он рос и созревал и зимою, и весною, и 
летом. Желать, чтобы никто с тобою не расставался и не умирал,-- это все равно 
что желать винограда зимою. Обнимай ребенка или друга, и сам думай: ты завтра 
уедешь или умрешь и мы не увидимся больше.
-- Но ведь тяжело даже выговорить это!
-- Но что же делать? Если разлука или смерть кажется тебе
такою страшною, то ты должен во время жатв горевать о том, что умирают колосья, 
а осенью плакать о том, что засохшие листья падают с деревьев. Разлука людей 
больше ничего, как небольшая перемена, а смерть -- также перемена, только 
немного большая. В мире нет уничтожения, а только превращение одной жизни в 
другую. И для нас наступает это превращение тогда когда Богу угодно. Ведь и 
родились мы не тогда, когда хотели, а когда Бог велел.
И потому мудрый человек заботится только о том, чтобы исполнять волю Божью и 
размышлять в глубине своей души так:
-- Если ты желаешь, Господи, чтобы я еще жил, то я буду жить так, как ты велишь,
 буду распоряжаться тою свободою, которую Ты дал мне во всем, что принадлежит 
мне. Но если я Тебе больше не нужен, то пусть будет по-Твоему! Я до сих пор жил 
на земле единственно для того, чтобы служить Тебе; если же Ты пошлешь мне 
смерть, то я уйду от мира, повинуясь Тебе, как служитель, понимающий приказания 
и запрещения своего хозяина. А пока я остаюсь на земле, я хочу быть тем, чем Ты 
хочешь, чтобы я стал.
Постоянно вникай в то, что с тобою случается. Если ты увидишь, что случилось с 
тобою то, что от тебя не зависело, то помни, что тебе до этого нет никакого 
дела. Если же ты все еще иногда мучаешься и горюешь о том, что от тебя не 
зависит, то посмотри на случившееся как на урок, заданный тебе Самим Богом: 
пользуйся этим случаем, чтобы бороться с собою, и при помощи разума твоего 
укроти твое малодушное страдание.
Когда ты живешь в каком-нибудь месте, никогда не думав о том, как бы тебе жить 
в другом месте, где тебе прежде было приятнее или где тебе в будущем будет 
приятнее; но думай только о том, как бы тебе прожить разумно и по-человечески 
там, где ты находишься.
Тогда все твои удовольствия заменятся одним удовольствием -- сознанием того, 
что ты живешь разумно и служишь Богу не словами только, но и делами. Бог 
поведет тебя сегодня в одно место, завтра пошлет в другое. Он покажет тебя 
людям, бедного, безвластного, больного, для того чтобы ты мог примером жизни 
своей обнаруживать людям ту истину, что искать блага следует не вне себя, а в 
самом себе. Не думай, что Бог ненавидит тебя, если посылает тебе бедность, 
болезни, презрение людей: хозяин не может ненавидеть слугу, который хорошо 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-