Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Эпиктет :: Эпиктет - В чем наше благо?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
если и заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание для всех твоих 
порочных поступков,
Тогда окажется правда в том, что говорил один мудрец: "Нерешительный человек 
всю свою жизнь плачется на свои несчастия".

 IV. НЕЛЬЗЯ ОДНОВРЕМЕННО ЖИТЬ И ДОБРОДЕТЕЛЬНО И РАСПУТНО
Если ты захотел бросить прежнюю твою распутную жизнь, чтобы освобождаться от 
своих пороков и жить добродетельно, то не водись с прежними своими товарищами, 
которые продолжают жить развратно: они будут только мешать тебе в твоем добром 
желании. Если же они будут сердиться на тебя за то, что ты их покинул, то помни,
 что никакое воздержание не дается даром и что потому и тебе придется кое-чем 
поплатиться, если хочешь достигнуть своей цели.
Ты не можешь оставаться прежним человеком и вместе с тем поступать по-новому. 
Реши, чего ты больше хочешь,-- того ли, чтобы люди тебя любили и хвалили за то, 
что ты безобразничаешь вместе с ними, или того, чтобы жить по-новому, несмотря 
на всякие упреки, нарекания и насмешки, которые посыпятся на тебя за это?
Если хочешь начать новую жизнь, то не откладывай дела, не оглядывайся назад и 
не старайся сохранить доброе расположение прежних твоих развратных товарищей. 
Если станешь вилять в разные стороны, угождать и нашим, и вашим, то и вперед 
недалеко уйдешь, и прежним друзьям не угодишь. Нельзя делать двух дел зараз: 
насколько успеешь в одном деле, настолько потеряешь в другом.
Если ты перестал пьянствовать, играть в карты и распутничать, то, конечно, тебя 
перестанут любить те люди, которые занимаются такими делами. Выбирай же одно из 
двух: либо стать человеком разумным и добродетельным, либо слышать, как люди 
говорят о тебе: "Ах, какой приятный и славный малый".
Если ты решил, что для тебя лучше стать свободным от своих пороков, то и 
занимайся только этим освобождением себя, работай только для этого, отвернись 
от прошлого и не дотрагивайся до него. Если же это тебе не нравится, а нравится 
одобрение людей, то передайся весь на другую сторону: пьянствуй, блуди и 
всячески развратничай, будь тряпкой в чужих руках, делай все, что людям 
нравится,-- и ты получишь их одобрение -- то, чего искал. Да не забывай при 
этом корчить из себя шута: этим ты особенно угодишь своим друзьям.
Невозможно в одно и то же время быть господином и рабом. Если хочешь быть рабом,
 то и угождай людям всякими подлостями; если же хочешь стать господином, то 
надобно освобождать себя от пороков.

 V. ДОБРОДЕТЕЛЬ НЕ УБЫТОЧНА
Не говори, что ты в убытке, когда ты променял осла на коня, овцу на быка, 
деньги на доброе дело, пустые споры на разумное молчание, разгильдяйство на 
порядочность. В этих случаях ты получил больше, чем потерял.
Если ты этого не понимаешь, то не понимаешь и своего счастия и спокойствия. 
Кормчему легче погубить корабль, чем уберечь его в опасном месте. Чуть он 
повернул корабль не в ту сторону, чуть задумался о постороннем -- и пропал 
корабль. Так и в твоей жизни: гляди в оба! Тебе приходится уберегать то, что 
важнее всего на свете. Наблюдай же с неотступным вниманием за своею 
умеренностью, честностью, мужеством, спокойствием, довольством,-- одним словом, 
за своею свободою. Если потеряешь ее, то взамен не получишь ничего столь же 
ценного.
Рассуждай сам с собою так: "Пусть другому достанется богатство, а мне -- 
мудрость; другому -- власть, а мне -- умеренность. Не стану я хвалить то, что 
постыдно. Я хочу быть свободным, то есть другом Богу, хочу добровольно 
повиноваться Ему. А Бог не хочет, чтобы я прельщался ни плотью своею, ни 
богатством, ни могуществом, ни славой. Если бы Бог желал, чтобы люди этим были 
довольны, то Он устроил бы так, чтобы все это доставляло довольство и 
блаженство. Но от всего этого люди не блаженствуют, а страдают. Значит, Бог не 
в этом назначил нам благо. А потому я и не стану ослушиваться Его велений.
Беречь я буду свою добродетель; всем же остальным, что дано мне, я буду 
дорожить настолько, насколько требует разум".

 VI. ОТЧЕГО ЛЮДИ ТРЕВОЖАТСЯ И БЕСПОКОЯТСЯ?
Когда я вижу человека, который мучит себя какими-нибудь опасениями и 
беспокойствами, я спрашиваю себя:
-- Что нужно этому несчастному человеку? Наверно, он хочет чего-нибудь такого, 
что не находится в его власти и чем он не может сам распорядиться; потому что 
когда то, чего я хочу, находится в моей власти, то я не могу беспокоиться об 
этом, а прямо делаю то, чего желаю.
Посмотрите, например, на человека, поющего или играющего на гуслях: пока он 
поет или играет сам для себя, без всяких слушателей, он не беспокоится и не 
волнуется никакими опасениями или сомнениями. Но посмотрите на него тогда, 
когда он играет перед большой толпой народа: как он мучит себя, как он бледнеет 
и краснеет, как сильно бьется у него сердце! А почему? Потому что он хочет не 
только хорошо сыграть или спеть, но чтобы и люди похвалили его; а это, очевидно,
 зависит не от него, но от слушателей его. И вот он беспокоится о том, чем не 
может распорядиться сам, и мучит себя совершенно понапрасну. Он беспокоится не 
о том, что он плохо споет или сыграет,-- нет, он хорошо знает свое дело; он 
беспокоится не о деле своем, но о похвале людской, то есть о том, что не в его 
власти.
Он мучит себя потому, что дорожит тем, что вовсе не дорого; он не знает еще 
дешевизны и гнилости похвал людских. Он знает хорошо свои гусли и умеет петь на 
разные голоса, но он не знает и никогда не думал о том, как ничтожна людская 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-