|
Первый долг вождя — никого не презирать, не гордиться но всеми повелевать
одинаково.
Если философ упадет под бременем, то он быстро и ловко встанет на ноги, как
борец в палестре [10].
Закон природы был, есть и будет один: явления в ней не могут происходить иначе,
чем происходят теперь. Переменам, переходам из одного состояния в другое
подвергаются не только люди и все остальные живые существа на земле, но и боги.
В переменах, переходах из одного состояния в другое принимают участие даже
четыре стихии: земля превращается в воду, вода — в воздух, последний в свою
очередь делается эфиром. Превращение совершается в одном порядке: нижнее
становится верхним (Теория Гераклита). Кто старается вникнуть в это и прийти к
убеждению, что необходимо подчиняться законам природы, тот проживет свой век в
мире и тишине.
Кто не доволен настоящим своим положением, не доволен тем, что дала ему судьба,
тот не знает жизни, но кто мужественно выносит это, здраво смотрит на вещи —
поистине умный человек.
Все служит миру и повинуется ему — и суша, и море, и солнце, и остальные звезды,
и растения, и животные. Ему же служит и наше тело; от него зависят наши
болезни и здоровье. наша молодость, старость и все случающиеся с нами перемены,
Нужно поэтому, чтобы и то, что в нашей власти,— наш разум, не вел с ним
одинокой борьбы: душа мира выше, совершеннее нашей. Управляя вместе с остальным
и нами, она заботится о наг лучше нас самих. К тому же безумная борьба с нею не
будет успешна и не принесет нам ничего, кроме слез и страданий.
Довольство собою, как короткая и веселая дорога, имеет в себе много приятного и
ничего тяжелого.
Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим.
Ничто так не дорого, как правда. Выбор друзей не свободен от увлечений,
благодаря чему омрачается, темнеет светлое имя правды.
Правда бессмертна и вечна. Она не дает постепенно блекнущей красоты, не
отнимает права говорить свободно, опираясь на нашу правоту, напротив, дает нам
то, что справедливо и законно, отделяя его от несправедливого и обличая
последнее.
Речь смелая, но бессвязная — что тупой меч.
Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели
говорили сами.
В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного — все дело
привычки.
Избирай себе лучшую жизнь — привычка сделает тебе ее приятною.
Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды
образованных завиднее богатых невежд.
Дочь не принадлежит отцу.
Лучше завещать детям незапятнанное имя, нежели богатство.
Строгость отца — прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького.
В горе нужно призывать на помощь рассудок, как хорошего врача.
Воспитание, как и золото, дорого ценят везде.
Кто погружен в занятия философией, занимается познанием бытия Бога.
Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.
Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших. В несчастии познается друг и
изобличается враг.
Присутствующим друзьям делай добро, отсутствующих — поминай добрым словом.
Кто никого не любит, пусть знает, что и он не пользуется ничьею любовью.
Врачом своим и другом выбирай не тех, с кем приятно проводить время, а тех, кто
может принести тебе больше пользы.
Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.
Будь чужд страстей [11] , но не тем, что будешь бесчувствен как глупое животное,
или беспечен, как глупцы, нет, ищи утешения в горе, как человек, следующий
правилам добродетели,— в своем разуме.
На чью душу всего менее действует горе, кто борется с ним не жалея сил, — самый
мужественный как из государственных людей, так и из частных граждан.
Глупец, испытавший, что значит счастье, делается, словно от вина, еще глупее.
Зависть — враг счастливых.
Помни, что такое человек, и будешь равнодушен ко всему происходящему.
Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер; чтобы быть
счастливым — ум и уменье.
Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.
Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы.
По воле Бога некоторые вещи — в нашей власти, другие — нет. Нам Он дал лучшее,
прекраснейшее, благодаря чему Он сам блажен,— чувственное познание. Если им
пользоваться разумно, оно принесет нам свободу, счастье, радость, твердость
духа; оно же соединяет в себе понятие о справедливости, законе и умеренности,
вообще о всякой добродетели. Надо всем остальным Бог не дал нам власти. Мы
должны поэтому слушаться Бога и, зная, что кому принадлежит, всеми силами
стремиться к тому, что в нашей власти, то же, что не зависит от нас,
предоставлять на волю Провидения и, если от нас отнимут наших детей, лишат
родины или жизни,— переносить все с веселым сердцем.
Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен. потому что беседовал
со многими философами, Эпиктет заметил ему: "Вот и у меня много знакомых
богачей, а все же я не богач!"
Он же говорил: "Не следует человеку с философскими взглядами на веши говорить
среди невежд, как трезвому — в кружки пьяных".
|
|