|
ства или одно из них неизбежно приносят себя в
жертву; в государстве же проектируемая общность повела бы к созданию дружбы
разбавленной, и сын отца и отец сына мог бы называть своим. И подобно тому как
небольшая доза сладкого, будучи смешана с большим количеством воды, делает
самую примесь неощутимой на вкус, так точно бывает и с взаимной привязанностью,
когда она существует только по названию; а при задуманном государственном строе
сын об отце, отец о сыне, братья о братьях будут, конечно, заботиться менее
всего. Люди ведь всего более заботятся о том и любят, во-первых, то, что им
принадлежит, и, во-вторых, то, что им дорого; но ни того ни другого невозможно
предположить среди людей, имеющих такое государственное устройство.
18. И в вопросе о переводе новорожденных детей г из сословия земледельцев и
ремесленников в сословие стражей и обратно много путаницы. Каким образом будет
осуществляться этот перевод? Дающие и перемещающие лица должны будут знать,
кому каких детей они дают. При этом неизбежно в еще большей степени будет
проявляться то, о чем было сказано ранее, именно бесчинства,, ссоры, убийства;
ведь переданные в другое сословие не станут называть стражей своими братьями,
детьми, отцами, матерями, также и находящиеся среди стражей не будут так
называть остальных граждан; выйдет то, что перестанут остерегаться совершать
такие проступки, недопустимые по отношению к родственникам. Итак, вот наши
сообраажения насчет общности детей и жен.
II 1. Вслед за тем надлежит рассмотреть вопрос о собственности. Как она должна
быть организована у тех, кто стремится иметь наилучшее государственное
устройство,- должна ли собственность быть общей или не общей? Этот вопрос можно,
пожалуй, рассматривать и не в связи с законоположениями, касающимися детей и
жен. Имею в виду следующее: если даже i дети и жены, как это у всех принято
теперь, должны принадлежать отдельным лицам, то будет ли лучше, если
собственность и пользование ею будут общими... Например, чтобы земельные
участки были в частном владении, пользование же плодами земли было бы
общегосударственным, как это и наблюдается у некоторых варварских племен. Или,
наоборот, пусть земля ; будет общей и обрабатывается сообща, плоды же ее пусть
распределяются для частного пользования (говорят, таким образом сообща владеют
землей некоторые из варваров). Или, наконец, и земельные участки, и получаемые
с них плоды должны быть общими? 2. Если бы обработка земли поручалась особым
людям, то все дело можно было поставить иначе и ре- i шить легче; но раз сами
земледельцы трудятся для самих себя, то и решение вопросов, связанных с
собственностью, представляет значительно большие затруднения. Так как равенства
в работе и в получаемых от нее результатах провести нельзя - наоборот,
отношения здесь неравные,- то неизбежно вызывают нарекания те, кто много
пожинает или много получает, хотя и мало трудится, у тех, кто меньше получает,
а работает больше. 3. Вообще нелегко жить вместе и принимать общее участие во
всем, что касается человеческих взаимоотношений, а в данном случае особенно.
Обратим внимание на компании совместно путешествующих, где почти большинство
участников не сходятся между собой в обыденных мелочах и из-за них ссорятся
друг с другом. И из прислуги у нас более всего бывает препирательств с тем, кем
мы пользуемся для повседневных услуг. Такие и подобные им затруднения
представляет общность собственности.
4. Немалые преимущества имеет поэтому тот способ пользования собственностью,
освященный обычаями и упорядоченный правильными законами, который принят
теперь: он совмещает в себе хорошие стороны обоих способов, которые я имею в
виду, именно общей собственности и собственности частной. Собственность должна
быть общей только в относительном смысле, а вообще - частной. Ведь когда забота
о ней будет поделена между разными людьми, среди них исчезнут взаимные
нарекания; наоборот, получится большая выгода, поскольку каждый будет с
усердием относиться к тому, что ему принадлежит; благодаря же добродетели в
использовании собственности получится согласно пословице "У друзей все общее".
5. И в настоящее время в некоторых государствах существуют начала такого
порядка, указывающие на то, что он в основе своей не является невозможным;
особенно в государствах, хорошо организованных, он отчасти осуществлен, отчасти
мог бы быть проведен: имея частную собственность, человек в одних случаях дает
пользоваться ею своим друзьям, в других - представляет ее в общее пользование.
Так, например, в Лакедемоне каждый пользуется рабами другого, как своими
собственными, точно так же конями и собаками, и в случае нужды в съестных
припасах - продуктами на полях государства. Таким образом, очевидно, лучше,
чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим. Подготовить же к
этому граждан - дело законодателя. 6. Помимо всего прочего трудно выразить
словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь
свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, по внедрено в нас
самой природой. Правда, эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в
любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же
приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все
люди. С другой стороны, как приятно оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым
или товарищам! 7. Это возможно, однако, лишь при условии существования частной
собственности. Наоборот, у тех, кто стремится сделать государство чем-то
слишком единым, этого не бывает, не говоря уже о том, что в таком случае,
очевидно, уничтожается возможность проявления на деле двух добродетелей:
целомудрия по отношению к женскому полу (ведь прекрасное дело - воздержание от
чужой жены из целомудрия) и благородной щедрости но отношению к своей
собственности; при общности имущества для благородной щедрости, очевидно, не
будет места, и никто не будет в состоянии проявить ее на деле, так как щедрость
сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром.
8. Рассмотренное нами законодательство может показаться благовидным и
основанным на человеко
|
|