|
осы, несмотря на то что некоторые по причине крайней
бедности не в состоянии нести такие издержки, так что получается результат,
противоположный намерению законодателя. Последний желает, чтобы институт
сисситий был демократическим, при существующих законоположениях он оказывается
менее всего демократическим. Ведь участвовать в сисситиях людям очень бедным
нелегко, между тем как участие в них, по унаследованным представлениям, служит
показателем принадлежности к гражданству, ибо тот, кто не в состоянии делать
эти взносы, не пользуется правами гражданства.
22. Что касается закона о навархах, то его порицали уже некоторые другие, и
порицание это вполне основательно: он бывает причиной распрей; в самом деле,
наряду с царями, которые являются несменяемыми полководцами, навархия оказалась
чуть ли не второй царской властью.
Против основной мысли [спартанского] законодателя должно было бы сделать упрек,
какой высказал Платон в "Законах": вся совокупность законов рассчитана только
на одну часть добродетели, именно на воинскую доблесть, так как она полезна для
приобретения господства. Поэтому они держались, пока вели войны, и стали
гибнуть, достигнув гегемонии: они не д умели пользоваться досугом и. не могли
заняться каким-либо другим делом; которое выше военного дела. 23. Не меньше в
другая ошибка: по их мнению блага, за которые бьются люди, достигаются скорее
при помощи добродетели, чем порока, и в этом отношении они совершенно правы; но
нехорошо то, что эти блага они ставят выше добродетели.
Плохо обстоит дело у спартиатов и с государственными финансами: когда
государству приходится вести большие войны, его казна оказывается пустой и
взносы в нее поступают туго; а так как большая часть земельной собственности
сосредоточена в руках спартиатов, то они и не контролируют друг у друга
внесетние налогов. И получился результат, противоположный той пользе, какую
имея в виду законодатель: государство он сделал бедным денежными средствами, а
частных лиц - корыстолюбивыми. О лакедемонском государственном устройстве
сказанного достаточно; мы отметили то, что может вызвать больше всего нареканий.
Разбор государственного устройства критян и карфагенян
------------------------------------------------------
VII 1. Критский государственный строй близок к лакедемонскому. Некоторые его
черты не хуже, в большей же своей части он все же оказывается, меиее искусно
созданным. Вероятно - да это подтверждается и преданием, - лакедемонское
государственное устройство во многих своих частях явилось подражанием критскому,
а известно, что старинные учреждения бывают в большинстве случаев менее
разработаны, чем а более поздние. По преданию, Ликург, отправившись в
путешествие, после того как он отказался от опеки над царем Хариллом,
значительную часть времени провел тогда на Крите из-за племенного родства. Дело
в том, что жители Ликта были лакедемонскими колонистами; когда они отправились
основывать колонию, то восприняли у тамошних жителей существовавшую у них
совокупность законов. Недаром и теперь еще периеки управляются по ним так, как
было впервые установлено Миносом в его законах.
2. Остров Крит как бы предназначен природой к господству над Грецией, и
географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг
которого почти все греки имеют свои места поселения; о одной стороны, он
находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой - от Азии, именно от
Триопийской местности и Родоса. Вот почему Минос и утвердил свою власть над
морем, а из островов одни подчинил своей власти, другие населил, пока, наконец,
напав на Сицилию, он не окончил там свою жизнь около Камика. 3. Сходство между
критскими и лакедемонскими порядками заключается в следующем: для спартиатов
земли обрабатывают илоты, для критян - периеки; у спартиатов и у критян
существуют сисситии, которые в первоначальные времена назывались у лакедемонян
не фидитиямя, а, как у критян, андриями - явное доказательство, что они были
заимствованы оттуда. Далее, политический строй: эфоры имеют ту же власть, какая
на Крите принадлежит так называемым космам; разница лишь в том, что число
эфоров - пять, число космов - десять. Геронты соответствуют тем геронтам,
которых критяне называют советом. Прежде существовала и царская власть, но
критяне ее отменяли; предводительство же на войне у них принадлежит космам. 4.
В народной собрании участвуют все, но права выносить самостоятельное решение
народное собрание не имеет ни в чем, а только утверждает постановления героитов
и космов. С сисситиями у критян дело обстоят лучше, чем у лакедемонян. В
Лакедемоне каждый поголовно должен делать положенный взнос - в противном случае
закон лишает его гражданских прав, как об этом было сказано выше; на Крите
сисситии имеют более общенародный характер: от всего урожая, от всего приплода,
от всех доходов, получаемых государством, и взносов, платимых периеками,
отчисляется одна часть, идущая на дела культа и же общегосударственные расходы,
а другая часть идет на сисситии. Таким образом, все, и женщины, и дети, и
мужчины, кормятся на государственный счет.
5. Законодатель придумал много мер к тому, чтобы критяне для своей же пользы
ели мало; также в целях отделения женщин от мужчин, чтобы не рожали много детей,
он ввел сожительство мужчин с мужчинами; дурное ли это дело или не дурное -
обсудить это представится Другой подходящий случай.
То, что сисситии поставлены у критян лучше, чем у лакедемонян, ясно. Напротив,
с их космами дало обстоит еще хуже, чем со спартанскими эфорами. Отрицательные
стороны, присущие институту эфоров, свойственны и космам, так как в их число
попадают случайные люди. Но той пользы, какая получается тай для
государственного строя, мы здесь не находим: там| эфоры избираются из всех, и
народ, имея таким oбpaзом доступ к высшей власти, желает сохранения
существующего г
|
|