Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
всякое же  тело  [находится] в месте, а  пустота [имеется]  в  том месте,  в
котором  нет  никакого тела,  так что,  если где-нибудь  нет тела,  там есть
пустота.  Всякое  тело, опять же, считают осязаемым, а  таким будет то,  что
обладает  тяжестью  или  легкостью.  Таким   образом,  путем   умозаключения
получается, что пустота есть то, в  чем нет ничего тяжелого или легкого. Все
это,  как мы говорили и раньше, вытекает  из умозаключения.  Нелепо при этом
считать пустотой точку: она должна быть местом, в котором имеется протяжение
осязаемого тела.  Итак, по-видимому, в одном из значений пустотой называется
то,   что   не   наполнено  воспринимаемым  путем   осязания  телом,  причем
воспринимаемое путем осязания тело  обладает тяжестью  или легкостью. (Здесь
может возникнуть недоумение: что сказать, если протяжение  имело бы цвет или
звук,  -- пустота  это  или  нет?  Очевидно,  что,  если (протяжение] сможет
принять осязаемое тело, оно будет  пустотой, в противном случае  -- нет.)  В
другом значении пустота есть то, в чем нет определенного [предмета], никакой
телесной сущности, поэтому  и утверждают некоторые, что пустота есть материя
тела  (именно те, которые говорят это и  о месте), неправильно  отождествляя
их: материя  ведь неотделима  от предмета, а  пустоту они рассматривают  как
нечто отделимое.
     После того как место нами определено, а пустота  необходимо должна быть
местом,  если  она  есть  нечто  лишенное  тела,  а  в  каком  смысле  место
существует, в каком нет, нами  сказано, [нам должно быть] ясно,  что пустота
так  не существует --  ни  как нечто  неотделимое, ни  как  отделимое;  ведь
пустота означает  не тело,  но протяжение тела. Поэтому ведь  и кажется, что
пустота  есть  нечто, что таким [кажется] и место и в силу тех же оснований.
Возможность  движения  по отношению к месту,  конечно, признается  как теми,
которые  считают  место  чем-то  существующим  наряду  с попадающими  в него
телами, так и теми, которые признают пустоту. Причиной движения они  считают
пустоту как то,  в чем  происходит  движение,  а  это будет как раз  то, что
говорят другие о месте.
     Однако нет никакой  необходимости, если существует движение, признавать
пустоту; для всякого движения вообще -- это просмотрел и Мелисс -- ни в коем
случае,  так как  качественно изменяться  может и  наполненное тело.  Но это
относится  также  и  к  движению по  отношению к месту,  так как тела  могут
уступать  друг другу  место одновременно, [даже] при  отсутствии промежутка,
существующего наряду с движущимися телами. Это очевидно в вихревых движениях
сплошных [тел] и в движениях жидкостей. Возможно также и  уплотнение  [тела]
не  путем вхождения  в пустоту, а вследствие вытеснения  находящегося внутри
(например,  при  сдавливании воды находящегося внутри воздуха);  возможно  и
увеличение  не  только за  счет  вхождения в тело чего-нибудь,  но  и  путем
качественного изменения, например если из воды возникает  воздух.  Вообще же
рассуждения об увеличении, так же как и о воде,  налитой в  пепел, сами себе
противоречат: или ничто не увеличивается,  или [нечто увеличивается, но] без
[добавления  какого-либо] тела, или два тела могут находиться  в одном и том
же  [месте] ([сторонники  пустоты]  пытаются  разрешить эту  общую  для всех
трудность,  но  не  доказывают,  что пустота  существует), или же  все  тело
необходимо должно быть пустым, если оно увеличивается во всех направлениях и
притом за счет пустоты. То же рассуждение относится и к пеплу.
     Итак,   что   легко   опровергнуть   соображения,  с  помощью   которых
доказывается существование пустоты, -- это ясно.

     ГЛАВА ВОСЬМАЯ

     Что  не  существует  пустоты  как  чего-то  отдельного,  как утверждают
некоторые, об этом мы  поговорим снова. Ведь если каждому из простых тел  по
природе  присуще  некоторое  стремление, например огню вверх, земле вниз и к
центру,  --  очевидно,  что  не  пустота  будет  причиной такого стремления.
Причиной чего  будет пустота? Она кажется  причиной  движения по отношению к
месту, но  она  не  такова.  Далее,  если  имеется  чтонибудь  вроде  места,
лишенного тела, -- раз существует пустота -- куда будет двигаться помещенное
в него тело? Ведь, конечно, не во все стороны.
     То  же  рассуждение  относится  и   к   признающим   место,  в  которое
перемещается тело, как нечто отдельно существующее; каким образом помещенное
в него тело будет двигаться или оставаться в покое?  И для верха и низа, как
и  для  пустоты,  естественно, будет иметь силу то же рассуждение,  так  как
признающие  пустоту  считают  ее местом, а  каким образом  будет  что-нибудь
находиться внутри  места  или пустоты? Этого не получится,  когда какое-либо
целое тело  будет помещено  в отдельное и пребывающее  [равным самому  себе]
место,  ибо  часть,  если она не положена отдельно,  будет находиться  не  в
месте,  а  в целом.  Далее, если не существует  отдельного места, не будет и
пустоты.
     При [более тщательном]  рассмотрении для  признающих пустоту как  нечто
необходимое, поскольку существует движение,  получается  скорее обратное: ни
один [предмет] не может двигаться, если  имеется пустота. Ведь подобно  тому
как, по утверждению некоторых, Земля покоится вследствие  одинаковости [всех
направлений],  так необходимо  покоиться  и  в  пустоте, ибо  нет  оснований
двигаться  сюда  больше, сюда  меньше:  поскольку это  пустота,  в  ней  нет
различий.   Прежде   всего  потому,   что   всякое   движение   бывает   или
насильственным,  или [происходящим]  по  природе.  Необходимо,  если  только
существует  насильственное  движение,  существовать  и  природному,  так как
насильственное [происходит] вопреки природе, а  противоприродное  [движение]
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-