|
ь посредством спиритических сеансов его существование будет доказано,
но большинство агностиков такого доказательства пока не видят, поэтому в рай
не верят.
Отрицая существование Бога, не боитесь ли вы Его гнева?
Разумеется, нет. Я также отрицаю существование Зевса, Юпитера, Одина и Брахмы,
но это не причиняет мне никакого беспокойства. Как я вижу, довольно большая
часть человечества не верит в Бога и при этом не подвергается никаким карам. А
если бы Бог и существовал, вряд ли Он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться
на тех, кто сомневается в Его существовании.
Как объясняют агностики красоту и гармонию природы?
Я не понимаю, где можно обнаружить эту самую «красоту» и «гармонию». Если речь
идет о животном царстве, то животные безжалостно истребляют друг друга. Большей
частью они или становятся жертвами других животных, или медленно погибают от
голода. Что до меня, то я не вижу никакой особенной красоты или гармонии в
ленточном черве. И не говорите, что эта тварь послана нам в наказание за паши
грехи, потому что она гораздо чаще встречается у животных, чем у людей. Я
полагаю, что задавший мне этот вопрос подразумевал, скорее, красоту звездного
неба. Но нужно помнить, что звезды время от времени взрываются, при этом
превращая все, что их окружает, в зыбкую дымку. Красота, в любом случае,
субъективна и существует только в представлении созерцающего.
Как объясняют агностики чудеса и прочие проявления того, что Бог всемогущ?
Агностики не признают «чудеса», если под этим подразумевается нечто
противоречащее законам природы. Мы знаем, что время от времени случается
излечение посредством веры, и оно ни в коем случае не является чудесным. В
Лурде одни болезни можно исцелить, а другие нет. Те, что можно излечить в Лурде,
вероятно, может излечить любой доктор, в котором пациент уверен. Что касается
прочих чудес, как, например, когда Иисус остановил солнце, агностик отрицает их
как легенды и отмечает, что в любой религии достаточно наберется таких легенд.
У Гомера найдется столько же чудесных доказательств бытия греческих богов,
сколько в Библии - доказательств существования христианского Бога.
Религия противостоит низменным и жестоким страстям. Если отказаться от
религиозных принципов, сможет ли человечество существовать?
Существование низменных и жестоких страстей отрицать нельзя, но я не могу найти
в истории подтверждения тому, что религия этим страстям противостоит. Наоборот,
она их санкционирует и дает людям возможность предаваться им без угрызений
совести. Жестокие гонения гораздо чаще наблюдались в христианском мире, чем
где-либо еще. Именно безоговорочной, догматической верой и оправдываются
гонения. Доброта и терпимость растут в пропорциональном отношении лишь в том
случае, когда приходит в упадок эта безоговорочная вера. В наши дни появилась
новая догматическая религия, а именно коммунизм. Агностик выступает против нее,
как и против любой системы догм. Притесняющий характер современного коммунизма
в точности напоминает притесняющий характер христианства в предшествующие века.
То, что христианство ослабило гонения, в основном заслуга людей свободомыслящих,
которые сделали догматиков менее догматичными. Если бы они оставались такими
же догматичными, как и ранее, до сих пор считалось бы правильным сжигать
еретиков на костре. Дух терпимости, который некоторые современные христиане
считаю г исключительно христианским, на самом деле результат проявления
характера, допускавшего сомнения и с подозрением относящегося к заверениям. Мне
кажется, что любой, кто окинет прошедшие века беспристрастным взглядом, придет
к выводу, что религия больше принесла страданий, чем предотвратила.
В чем для агностика состоит смысл жизни?
Мне хочется ответить вопросом на вопрос: и чем смысл выражения «смысл жизни»? Я
полагаю, что подразумевается некая общая цель. Мне не кажется, что жизнь в
общем имеет какую-либо цель. Она просто происходит. Но у каждого конкретного
человека есть своя цель, и в агностицизме нет ничего такого, что заставило бы
людей от этих целей отказаться. Конечно, они не могут с уверенностью заявить,
что достигли тех результатов, к которым стремились; но ведь вы были бы плохого
мнения о солдате, который отказался бы сражаться, если не был бы уверен в
победе. Человек, нуждающийся в религии для поддержания собственных стремлений -
это человек робкий, и я не могу поставить его на одну ступень с человеком,
который решается на что-то, хотя и допускает при этом возможность поражения.
Не означает ли отрицание религии также отрицание брака и целомудрия?
Здесь опять приходится отвечать вопросом на вопрос: считает ли спрашивающий,
что брак и целомудрие способствуют земным радостям бытия, или что, причиняя
страдание здесь, на земле, они открывают путь на небеса? Тот, кто
придерживается второй точки зрения, без сомнения сочтет, что агностицизм
приводит к поруганию так называемой добродетели, но ему придется признать, что
так называемая добродетель не способствует счастью человечества в земной жизни.
Если же он, напротив, придерживается первой точки зрения, а именно, что
сущес
|
|