Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Англия :: Бертран Рассел :: ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-
 
, — горящие камни, но мы не чувствуем жара звезд, потому что они 
слишком далеко от нас. Солнце больше Пелопоннеса. На Луне есть горы, и она (как 
он думал) населена.

Говорят, что Анаксагор был из школы Анаксимена; несомненно, что он сохранял 
живую рационалистическую и научную традицию ионийцев. У него не найдешь 
преобладания этики и религии, которое от пифагорейцев до Сократа и от Сократа 
до Платона вносило обскурантистский уклон в греческую философию. Анаксагор не 
находился в первых рядах, но значение его состоит в том, что он принес в Афины 
философию и был одним из тех, чье влияние способствовало формированию взглядов 
Сократа.




Глава IX. 
АТОМИСТЫ

Атомизм основали два человека — Левкипп и Демокрит. Их трудно разделить, потому 
что они обыкновенно упоминаются совместно, и, вероятно, некоторые из работ 
Левкиппа были впоследствии приписаны Демокриту.

Левкипп, расцвет деятельности которого, по-видимому, приходился примерно на 440 
год до н.э. [54 - Сирил Бейли (Cyril Bailey. The Greek Atomists and Epicurus) 
определяет, что расцвет деятельности Левкиппа относится примерно к 430 году до 
н.э. или немного более раннему времени.], происходил из Милета и был 
продолжателем научной рационалистической философии, связанной с этим городом. 
Он находился под большим влиянием Парменида и Зенона. О нем так мало известно, 
что Эпикур (более поздний последователь Демокрита) додумался до того, что 
вообще отрицал существование Левкиппа, а некоторые современные ученые возродили 
эту теорию. Имеется, однако, некоторое количество ссылок на него у Аристотеля, 
и кажется неправдоподобным, что эти ссылки (которые включают текстуальные 
цитаты) имели бы место, если бы Левкипп был просто мифической личностью.

Демокрит гораздо более определенная фигура. Он был уроженцем Абдер во Фракии; 
что касается времени его жизни, то он сообщает, что в годы его молодости 
Анаксагор был уже стариком, а это относится приблизительно к 432 году до н.э. 
Расцвет деятельности Демокрита датируют ориентировочно 420 годом до н.э. В 
поисках знания Демокрит совершал далекие поездки в южные и восточные страны; 
возможно, что он провел значительное время в Египте и, несомненно, посетил 
Персию. Затем он возвратился в Абдеры, где и остался. Целлер считает, что 
Демокрит «превосходил всех философов — своих предшественников и современников — 
богатством знаний, а большинство из них — остротой и логической правильностью 
мышления».

Демокрит был современником Сократа и софистов, и, если исходить из чисто 
хронологических соображений, его следовало бы рассматривать несколько позже в 
нашей истории философии. Но дело осложняется тем, что довольно трудно провести 
различие между Демокритом и Левкиппом. На этом основании я рассматриваю его 
раньше Сократа и софистов, несмотря на то, что его философия частично была 
предназначена служить ответом его земляку Протагору, наиболее знаменитому 
софисту. Протагора, когда он посещал Афины, принимали с энтузиазмом, о себе же 
Демокрит говорит: «Ведь я... пришел в Афины, и никто меня не узнал». В течение 
долгого времени его философию игнорировали в Афинах. «Не ясно, — говорит Барнет,
 — знал ли Платон что-либо о Демокрите... Аристотель, с другой стороны, знает 
Демокрита хорошо, ибо он также был ионийцем с Севера» [55 - J. Burnet. From 
Phales to Plato, p. 193.]. Платон никогда не упоминает в своих диалогах 
Демокрита, но, как говорит Диоген Лаэртский, Платон ненавидел Демокрита 
настолько, что хотел, чтобы были сожжены все его книги. Хис дает высокую оценку 
Демокриту как математику [56 - Th. Heath. Greek Mathematics. Vol. 1, p. 176.].

Основные идеи общей Левкиппу и Демокриту философии обязаны своим происхождением 
первому из них, что же касается их разработки, то едва ли возможно провести 
различие между Левкиппом и Демокритом. Кроме того, для наших целей вряд ли есть 
смысл пытаться сделать это. Левкиппа, если не Демокрита, привела к атомизму 
попытка занять промежуточную позицию между монизмом Парменида и плюрализмом 
Эмпедокла. Точка зрения Левкиппа и Демокрита была удивительно похожа на точку 
зрения современной науки и лишена большинства тех недостатков, к которым была 
склонна греческая спекулятивная мысль. Они полагали, что все состоит из атомов, 
неделимых физически, но не геометрически; что между атомами имеется пустое 
пространство; что атомы неразрушимы; что они всегда находились и будут 
находиться в движении; что существует бесконечное количество как самих атомов, 
так даже и их разновидностей, отличающихся друг от друга формой и размером. 
Аристотель утверждает [57 - Аристотель. О возникновении и уничтожении // 
Сочинения. М., 1981, т. 3, с. 410. 326а.], что, согласно атомистам, атомы 
отличаются друг от друга также теплотой. Сферические атомы, из которых состоит 
огонь, самые горячие. Что касается веса, то Аристотель цитирует Демокрита, 
который говори
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 449
 <<-