|
Джордж Вашингтон», оно, как правило, останется истинным тогда, когда вы
это имя замените выражением «первый президент Соединенных Штатов». Есть
исключения из этого правила. До избрания Вашингтона человек мог сказать: «Я
надеюсь, что Джордж Вашингтон будет первым президентом Соединенных Штатов», —
но он не сказал бы: «Я надеюсь, что первый президент Соединенных Штатов будет
первым президентом Соединенных Штатов», — если бы не пылал необыкновенной
страстью к закону тождества. Тем не менее легко образовать правило для
исключения этих исключительных случаев, а в тех, которые останутся, мы можем
заменить слова «Джордж Вашингтон» любым описательным выражением, приложимым к
нему одному. Именно только посредством таких фраз мы можем знать о нем то, что
знаем.
Парменид утверждает, что, поскольку мы можем теперь знать то, что обычно
считается прошлым, оно на самом деле не может быть прошлым, но в определенном
смысле должно существовать и в настоящее время. Отсюда он делает вывод, что не
существует такой вещи, как изменение. Этот аргумент преодолевается тем, что мы
говорили о Джордже Вашингтоне. Могут сказать, что в определенном смысле у нас
нет знания о прошлом. Когда мы что-нибудь вспоминаем, то воспоминания
происходят в настоящее время и не тождественны с предметом воспоминания. Но
воспоминание дает описание прошлого события, и для большинства практических
целей нет необходимости различать между описанием и тем, что им описывается.
В целом этот довод показывает, как легко делать метафизические выводы, исходя
из языка, и что единственным средством избежания ложных доводов этого рода
должно быть более широкое логическое и психологическое исследование языка,
нежели то, которое проделано большинством метафизиков.
Однако я думаю, если бы Парменид мог воскреснуть из мертвых и прочесть только
что сказанное о нем, он счел бы это весьма поверхностным. «Откуда вам известно,
— сказал бы он, — что ваши положения о Джордже Вашингтоне относятся к прошлому?
Согласно собственным вашим рассуждениям, прямое указание возможно только на
вещи, существующие в настоящее время. Например, ваши воспоминания происходят в
настоящем, а не в то время, о котором вы думаете, когда вспоминаете. Если
память считать источником знания, то прошлое должно быть перед сознанием в
настоящем и в известном смысле должно еще существовать».
Я не буду сейчас пытаться опровергать этот аргумент, так как это потребовало бы
обсуждения проблемы памяти — предмета очень сложного. Я привел здесь этот
аргумент для того, чтобы напомнить читателю, что философские теории, если они
значительны, могут, вообще говоря, возрождаться в новой форме после того, как в
своем первоначальном варианте они были отброшены. Опровержения редко бывают
окончательными; в большинстве случаев они знаменуют собой только начало
дальнейших усовершенствований.
Последующая философия, включая и философию самого новейшего времени, восприняла
от Парменида не учение о невозможности всякого изменения, которое было слишком
невероятным парадоксом, но учение о неразрушимости субстанции. Слово
«субстанция» еще не употребляется его непосредственными преемниками, но
соответствующее ему понятие уже присутствует в их рассуждениях. Под субстанцией
стали понимать постоянный (persistent) субъект различных предикатов. В этом
своем значении она была и остается в течение более двух тысяч лет одним из
главных понятий философии, психологии, физики и теологии. Подробнее я скажу об
этом ниже. Теперь же я просто хочу заметить, что это понятие было введено,
чтобы отдать должное аргументам Парменида и в то же время не противоречить
очевидным фактам.
Глава VI.
ЭМПЕДОКЛ
Смесь философа, пророка, человека науки и шарлатана, уже встречавшаяся нами в
лице Пифагора, нашла свое весьма полное воплощение в Эмпедокле, расцвет
деятельности которого приходился примерно на 440 год до н.э. Он, таким образом,
был младшим современником Парменида, хотя его учение в некоторых отношениях
имело больше сходства с учением Гераклита. Эмпедокл был гражданином города
Акраганта, на южном берегу Сицилии; он являлся демократическим политическим
деятелем, хотя претендовал в то же время на божественность своей личности. В
большинстве греческих городов, и особенно в городах Сицилии, имел место
постоянный конфликт между демократией и тиранией. Вожди той и другой партий в
моменты поражения подвергались казни или изгнанию. Изгнанники редко стеснялись
вступать в переговоры с врагами Греции — Персией на Востоке и Карфагеном на
Западе. Эмпедокл в свое время также был изгнан, но он, по-видимому, после
своего изгнания предпочел карьеру святого карьере интригующего изгнанника.
Возможно, что в юности он в той или иной степени находился под влиянием
орфизма; до своего изгнания он сочетал занятия политикой и наукой; и только на
склоне жизни, в изгнании, он стал пророком.
Об Эмпедокле рассказывалось много легенд. Полагали, что иногда при помощи магии,
а иногда при помощи научного знания он творил чудеса или то, что казалось
таковыми. Говорят, что он мог управлять ветрами; он вернул к жизни женщину,
казавшуюся мертвой в течение тридцати дней. Говорят, наконец, что он умер,
прыгнув в кратер Этны, чтобы доказать свою божественность. К
|
|