|
разрушен (510 год до н.э.). Сибарис поддерживал
тесные торговые связи с Милетом. Кротон прославился своей медицинской школой;
некий Демокед из Кротона стал придворным врачом Поликрата, а затем Дария.
В Кротоне Пифагор основал из своих учеников союз, который пользовался в течение
некоторого времени влиянием в этом городе. Но, в конце концов, граждане города
выступили против Пифагора, и он переехал в Метапонт (тоже в Южной Италии), где
и умер. Вскоре Пифагор становится мифической фигурой: ему стали приписывать
чудеса и магические способности; кроме того, Пифагор явился основателем школы
математиков [27 - Аристотель говорит о нем, что он «сперва занимался науками и
числами, впоследствии же, подражая Ферекиду, стал также чудотворцем».]. Таким
образом, две противоположные традиции ведут вокруг его имени спор, и трудно
выделить истину.
Пифагор является одной из наиболее интересных и загадочных личностей в истории.
Не только традиционные представления о его деятельности являют собой почти
неразложимую смесь истины и лжи, но даже в своей самой простой и наименее
спорной форме эти представления рисуют нам довольно странный характер, каким
обладал Пифагор. Пифагора можно коротко охарактеризовать, сказав, что он
соединяет в себе черты Эйнштейна и миссис Эдди [28 - Эдди — основательница
американской религиозной секты «Христианская наука»; главное положение этой
секты состоит в том, что зло и болезни могут быть преодолены путем осознания их
нереальности. — Прим. перев.]. Пифагор основал религию, главные положения
которой состояли в учении о переселении душ [29 - Шут. Каково мнение Пифагора
относительно дичи?] и греховности употребления в пищу бобов. Религия Пифагора
нашла свое воплощение в особом религиозном ордене, который то тут, то там
приобретал контроль над государством и устанавливал правление своих святых. Но
те, которые не были возрождены новой верой, жаждали бобов и рано или поздно
восставали.
Мальвольо. Что душа нашей бабки может обитать в птице.
Шут. Что ты мыслишь об этом
мнении? Мальвольо. Я мыслю о душе благородно и никоим образом не одобряю его
мнения.
Шут. Прощай. Пребывай во тьме. Пока ты не согласишься с мнением Пифагора, я
не признаю тебя в уме; и смотри не убей кулика, чтобы не обездолить души твоей
бабки. Прощай. (См. В. Шекспир. Двенадцатая ночь, или Что угодно. М., 1953, с.
72.
)
Вот некоторые предписания пифагорейского
ордена:
1. Воздерживайся от употребления в пищу бобов.
2. Не поднимай то, что упало.
3. Не прикасайся к белому петуху.
4. Не ломай хлеба.
5. Не шагай через перекладину.
6. Не размешивай огонь железом.
7. Не откусывай от целой булки.
8. Не ощипывай венок.
9. Не сиди на мерке в одну кварту.
10. Сердца не ешь.
11. Не ходи по большой дороге.
12. Не дозволяй ласточкам жить под крышей.
13. Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
14. Не смотрись в зеркало около огня.
15. Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на
нем следы твоего тела [30 - Цит. по: J. Burnet. Early Greek Philosophy, см.
также: Фрагменты ранних греческих философов, с. 138-149.].
Все эти правила относятся к примитивным представлениям табу.
Корнфорд («От религии к философии») говорит, что, по его мнению, «школа
Пифагора представляет собой главное течение в той мистической традиции, которую
мы противопоставляем научной тенденции». Он рассматривает Парменида, которого
считает «открывателем логики», как «ответвление пифагореизма и самого Платона —
как человека, который нашел в итальянской философии главный источник своего
вдохновения». Пифагореизм, говорит он, был движением реформы в орфизме, а
орфизм был движением реформы в культе Диониса. Проходящая через всю историю
противоположность между рациональным и мистическим впервые появляется у греков
как противоположность между олимпийскими богами и теми другими, менее
цивилизованными богами, которые имеют больше сходства с примитивными
верованиями, представляющими собой предмет рассмотрения антропологов. При этом
разделении Пифагор стоит на стороне мистицизма, хотя его мистицизм был
специфически интеллектуального рода. Пифагор приписывал себе полубожественный
характер и, по-видимому, говорил: «Разумные живые существа подразделяются на
[три вида]: люди, боги и существа, подобные Пифагору» [31 - Фрагменты ранних
греческих философов, с. 141.]. Все системы, вдохновленные Пифагором, говорит
Корнфорд, стремятся к потусторонности; они относят все ценности к невидимому
единству в Боге и проклинают видимый мир как ложный и иллюзорн
|
|