|
ни совершенномудрый.]. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и
предоставляет народу возможность жить собственной жизнью.
Разве пространство между небом и землёй не похоже на кузнечный мех? Чем больше
[в нём] пустоты, тем дольше [он] действует, чем сильнее [в нём] движение, тем
больше [из него] выходит [ветер].
Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.
6.
Превращения невидимого [дао] бесконечны. [Дао] – глубочайшие врата рождения.
Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. [Оно] существует [вечно]
подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.
7.
Небо и земля – долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют
не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.
Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он
оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь
сохраняется. Не происходит ли это от того, что он пренебрегает личными
[интересами]? Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам].
8.
Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не
борется с [ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она
похожа на дао.
[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как вода], должен селиться
ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях
с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в
управлении [страной] должен быть последовательным; в делах должен исходить из
возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку [он], так же как и
вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок.
9.
Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить. Если
[чем-либо] острым [всё время] пользоваться, оно не сможет долго сохранить свою
[остроту]. Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах их уберечь.
Если богатые и знатные проявляют кичливость, они сами навлекают на себя беду.
Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон небесного дао.
10.
Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух
мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорождённому? Если созерцание
станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять
страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если
следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все
взаимоотношения в
природе?
Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано];
приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя
властелином – вот что называется глубочайшим дэ.
11.
Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление
колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но
|
|