|
ом случае природа его
объекта? Это не явление прошлого, так как в этом случае узнавание не отличалось
бы от воспоминания; вместе с тем это и не явление будущего, ибо в этом случае
узнавание было бы тождественным с конструктивным воображением; это и не просто
данный в настоящем объект, поскольку узнавание отождествляет данный в настоящем
объект с прошлым. Было бы противоречием считать, что оно (узнавание) познает
объект как существующий в прошлом, настоящем и будущем. Наяйики поэтому
утверждают, что узнавание есть вид определяющего восприятия, дающего нам
познание настоящих объектов как квалифицируемых прошлым. Мы видим объект и
узнаем в нем воспринятый раньше143. Мимансаки и ведантисты поддерживают этот
взгляд, тогда как джайнисты доказывают, что состояние узнавания, хотя оно и
является простым, отличается по своему характеру от состояний восприятий или
памяти144. Каждое восприятие включает в себя элемент вывода. Когда мы
воспринимаем дерево, мы в действительности воспринимаем только часть его
(экадеша), одну сторону его поверхности. Мы синтезируем чувственное впечатление
с образом или значением и таким образом воспринимаем объект145. В каждый акт
восприятия включается прежнее восприятие целого и вывод к этому целому от той
части, которая теперь воспринимается. Элементы воспоминания и вывода являются
вспомогательным, а чувственный образ – основным фактором. Какое бы состояние
мысли ни создавалось средствами чувственного контакта, оно есть восприятие,
даже если оно включает в себя другие элементы, такие, как память и вывод
Определение восприятия, данное Гаутамой, включает характеристику свободы от
ошибок. Не все восприятия правильны. В нормальном восприятии мы имеем: 1)
объект восприятия, 2) внешнего посредника, как например свет в случае
зрительного восприятия, 3) чувствующий орган, при помощи которого объект
воспринимается, 4) манас, или центральный орган, без помощи которого
чувствующий орган не может действовать на свои объекты, и 5) я. Если какой-либо
из этих факторов не функционирует должным образом, возникают ошибочные
восприятия. Дефекты внешних объектов происходят или от движения, или от
сходства; например, раковина воспринимается из-за сходства как серебро. Если
свет тусклый, мы не можем видеть ясно. Если наши глаза нездоровы и плохо видят,
наше восприятие дефектно. Если манас занят чем-либо иным или если я
эмоционально возбуждено, возникают иллюзии146. Причины иллюзий обычно
классифицируются по трем рубрикам: 1) доша, или дефект в чувствующем органе,
например желтуха глаз; 2) санпрайога, или представление части или одной стороны,
вместо целого объекта; 3) санскара, или беспокоящее влияние предубеждения или
привычки, способствующих возникновению не относящихся к делу воспоминаний.
Иллюзия змеи возникает, когда мы видим веревку, которая пробуждает воспоминание
змеи147.
Презентативные по своему характеру сновидения возникают под воздействием
внешних и внутренних стимулов. Они создаются благодаря оживлению
подсознательных впечатлений, причинами которых служат органические расстройства
и бывшие в прошлом удачи и неудачи. Пророческие сны, которые признавал даже
Аристотель148, объясняются влиянием духов.
Канада приписывает сны связи я с центральным органом, манасом, подкрепленного
подсознательными впечатлениями прошлого опыта149. Прашастапада рассматривает
сны как внутренние восприятия, обусловленные манасом, когда чувства скованы
сном и прекращают действовать150. Они зависят от остаточных впечатлений,
имевших место в прошедших актах познания, расстройств в организме и невидимых
сил. Шридхара не рассматривает сны как простое воспроизведение прошлого опыта,
а считает, что они происходят из-за центрального возбуждения151. Удаяна
придерживается другого мнения и думает, что периферические органы не прекращают
функционировать во время сна. Он допускает, что сны иногда оправдываются152.
Прабхакара, в согласии со своей общей точкой зрения, считает сны
воспроизведением прошлых опытов, которые благодаря затемнению памяти
(смритипрамоша) появляются в сознании как непосредственные представления.
Партхасаратхи отождествляет состояния сна с воспоминаниями153. Прашастапад
отличает сновидение от близкого к сну состояния, называемого свапнантика,
которое дает воспоминание того, что испытывалось в самом сновидении. Иллюзии,
причиной которых является объективный элемент (адхиштхана), различаются от
галлюцинаций, у которых нет объективных оснований (нирадхиштхана). Шридхара
дает пример такой галлюцинации, например, когда человек, до безумия влюбленный
в женщину, видит повсюду подобие своей возлюбленной154.
VII. АНУМАНА, ИЛИ ВЫВОД
Анумана буквально означает измерение после чего-нибудь. Это – знание, которое
следует за другим знанием. Из знания знака (линга) мы получаем знание объекта,
обозначаемого этим знаком. Анумана обыкновенно переводится словом "вывод",
которое, однако, должно браться в широком смысле, как включающее и дедукцию и
индукцию. Иногда "анумана" определяется как знание, которому предшествует
восприятие. Ватсьяяна считает, что "никакого вывода не может быть, если
отсутствует восприятие". Только в том случае, если наблюдатель уже воспринимал
огонь и дым как связанные между собой, он может сделать вывод о существовании
огня при последующем восприятии дыма155. Уддьйотакара упоминает следующие
пункты различия между перцептивным и выводным знанием: 1) за исключением
йогической интуиции, все восприятия однородны, тогда как выводы разнообразны;
2) восприятие ограничивается объектами настоящего времени, находящимися в
пределах достижимого для органов чувств, тогда как вывод относится к прошедшему,
настоящему и будущему; 3) вывод требует сохранения в памяти вьяпти, или
всеоб
|
|