|
щим никакого представления о нашей истинной природе и
склонным воображать себе страхи и цепляться за надежды во мраке, который нас
окружает. Отсюда возникает потребность в свете, который освободит нас от власти
страстей и покажет нам нашу подлинную реальность и то нереальное, в чем мы по
незнанию живем. Такое прозрение принимается как единственное средство спасения,
хотя существуют разногласия относительно объекта прозрения16. Причиной рабства
является незнание, и освобождение может быть достигнуто через проникновение в
истину. Идеал для систем – практически превзойти обычный этический уровень.
Святого человека можно сравнить с прекрасным лотосом, не запятнанным той грязью,
в которой он вырастает. В этом случае добро является не целью стремлений, но
совершившимся фактом. В то время как добродетель и порок могут вести к доброй
или злой жизни в цикле сансары, мы можем избежать сансары через преодоление
морализирующего индивидуализма. Все системы признают обязательной свободную от
эгоизма любовь и бескорыстную деятельность и настаивают на читташудхи (очищении
сердца) как существенной для всякой моральной культуры. В различной степени они
придерживаются правил касты – варна и учения о стадиях жизни – ашрам.
Изучение истории индийской философии, как мы отметили во введении17, сопряжено
с бесчисленными трудностями. Даты жизни основных писателей и написания их
произведений не установлены точно, и в некоторых случаях оспаривается даже само
историческое существование хорошо известных авторов. Многие из важных
произведений утрачены, и даже те немногие произведения, которые напечатаны,
далеко не все еще критически изучены. Сами великие индийские мыслители не
занимались исторической трактовкой индийской философии. Мадхава в своей
"Сарвадаршанасанграха" разбирает шестнадцать различных даршан. В первом томе мы
рассмотрели взгляды материалистов, буддистов и джайнистов. Здесь мы разберем
даршаны ньяйи, вайшешики, санкхьи, йоги, пурва-мимансы и веданты. Четыре школы
шиваизма и Рамануджи, как и Пурнапраджни, основаны на Веданта-сутре" и пытаются
только различным образом истолковать ее. Система Панини не имеет большого
философского значения. Она принимает взгляд мимансы на вечность звука и
развивает теорию спхота, то есть теорию неделимого единства некоторого фактора,
заключенного в каждом слове, как средства выражения его значения. Из
вышеприведенных шести систем система вайшешика не пользуется большим признанием,
в то время как система ньяя популярна своей логикой и имеет много приверженцев,
особенно в Бенгалии. Йога в ее практической форме принимается немногими, а
пурва-миманса тесно связана с индийским учением оправе. Санкхья уже отжила свой
век, тогда как веданта в ее различных формах преобладает во всей философской
атмосфере Индии. Разбирая шесть систем индийской мысли, мы сосредоточим наше
внимание на великих классиках, на сутрах и на их главных комментаторах.
Относительно почти всех мыслителей недавнего времени разумеется, с некоторыми
исключениями – можно сказать, что их метафизические взгляды не имеют большого
влияния. Их учения очень своеобразны, но они принадлежат к периоду упадка,
когда тенденция к толкованию и переделкам вытесняет творчество и конструктивную
мысль. Здесь много уступок догме, видна слишком большая приверженность к
мистификации очевидного, и из-за искажающего эти учения теологического уклона и
метафизической бесплодности они не заслуживают большого внимания.
В согласии с установившимся обычаем, который напрасно было бы стараться
изменять, мы начнем с теорий ньяйи и вайшешики, дающих нам анализ мира опыта,
затем перейдем к теориям санкхьи и йоги, которые пытаются объяснить опыт
смелыми спекуляциями, и закончим разбором теории мимансы, предпринимающей
попытку показать, что откровения шрути находятся в гармонии с заключениями
философии. Такой порядок изложения хотя и отступает от хронологии, но по
крайней мере основывается на здравой логике.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
Глава Вторая
ЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НЬЯЙИ
Ньяя и вайшешика. – Источники ньяйи. – Литература и история. – Цель и круг
вопросов. – Природа определения. Восприятие. – Его анализ и виды. – Вывод. –
Силлогизм. Индукция. – Причинность. – Множественность причин. Асаткарья-вада –
критика взгляда ньяйи на причинность. Сравнение. – Вербальное знание. –
Авторитетность вед. Другие формы знания. – Айтихья и Артхапатти, Санбхава и
Абхава. – Тарка, вада, ниграхастхана. – Память. – Сомнение. – Ошибка. – Истина,
ее природа и критерий. – Теория ошибки. – Анализ теории познания ньяйи. – Мир
природы. Индивидуальная душа. – Сансара. – Мокша. – Критика теории души и ее
отношение к сознанию в системе ньяя – Этика. Доказательство существования
I. НЬЯЯ И ВАЙШЕШИКА
В то время как другие системы индийской мысли являются главным образом
умозрительными в том смысле, что они имеют дело с мирозданием в целом, ньяя и
вайшешика представляют собой аналитический тип философии и поддерживают здравый
смысл
|
|