|
"История
индийской философии" проф. Дас Гупты2 и "Индуизм и буддизм" сэра Чарлза Элиота3,
слишком поздно оказались под рукой, чтобы их можно было использовать, так как
в декабре 1921 года рукопись была закончена и направлена издателям. Приведенная
в конце каждой главы библиография никоим образом не является исчерпывающей. Она
предназначена главным образом в качестве руководства для английского читателя.
Выражаю благодарность проф. Дж.С.Маккензи и г-ну В.Субрахманья Айяру, которые
любезно прочитали значительную часть рукописи и корректур. Книга много выиграла
от их дружеских и наводящих на мысль советов. Я многим обязан проф. Берридалю
Кейсу за чтение корректур и ряд ценных замечаний. Наивысшую признательность,
однако, я выражаю издателю библиотеки философской литературы проф. Дж. X.
Мюирхеду за его благороднейшую и неоценимую помощь при подготовке книги к
печати. Он взял на себя утомительную задачу чтения книги в рукописи, и его
советы и критические замечания оказали мне огромную помощь.
Я признателен также кавалеру ордена "Звезда Индии" сэру Асутош Мукерджи
(Калькутта) за его неизменную поддержку и создание условий для напряженной
работы в отделе аспирантуры Калькуттского университета.
Ноябрь 1922 г
Предисловие ко второму изданию
Мне доставило удовольствие узнать, что предусматривается новое издание этой
книги. Это показывает, что, при всех своих недостатках, она способствовала
пробуждению интереса к индийской философии. Не производя в тексте многих
изменений, я только дополнил книгу примечаниями, с целью разъяснить трудные
места, и приложением, которое рассматривает некоторые спорные вопросы индийской
мысли, поднятые в первом томе.
Считаю своим долгом выразить благодарность издателю журнала "Mind" за его
любезное разрешение использовать в моем приложении статью, впервые помещенную
на страницах этого журнала (апрель 1926 года).
При подготовке этого издания мне оказали значительную помощь советы моего друга
профессора Хириянны из Майсура.
Май 1929 г.
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
Глава Первая1
ВВЕДЕНИЕ
Основные черты индийской философии. – Природные условия Индии. – Преобладание
интеллектуального интереса. – Своеобразие индийской философии. – Влияние Запада.
– Спиритуальный характер индийской мысли. – Ее тесная связь с жизнью и
религией. – Подчеркивание субъективного. – Психологическая основа метафизики. –
Индийские достижения в области положительных наук. – Спекулятивный синтез и
научный анализ. – Размышления Востока. – Монистический идеализм. – Его
разновидности: не-дуализм, монизм в чистом виде, видоизмененный монизм и
подразумеваемый монизм. – Бог – все. – Интуитивная природа философии. – Даршана.
– Требования Шанкары к тому, кто готовится изучать философию. – Конструктивный
консерватизм индийской мысли. – Единство и непрерывность индийской мысли. –
Рассмотрение некоторых обвинений, выдвигаемых против индийской философии,
как-то: пессимизм, догматизм, равнодушие к этике и консерватизм. – Значение
изучения индийской философии. – Обоснование названия "Индийская философия". –
Исторический метод. – Трудности, связанные с изложением в хронологическом
порядке. – Различные периоды индийской мысли: ведийский, эпический,
систематический и схоластический. – "Индийские" труды по истории индийской
философии.
I. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ИНДИИ
Для развития мыслящего ума, для процветания искусств и наук первым необходимым
условием является оседлый образ жизни человеческого общества, обеспечивающий
безопасность и досуг его членам. Богатая культура невозможна в обществе
кочевников, в котором люди ведут борьбу за существование и гибнут от лишений.
Судьба дала Индии местоположение, где природа отличалась обилием своих даров и
налицо были все благоприятные возможности для развития. С одной стороны –
Гималайские горы огромной протяженности и высоты, с других сторон – море
способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от вторжений. Щедрая
природа в изобилии доставляла пищу, и человек был избавлен от тяжкого труда и
борьбы за существование. Индийцы никогда не чувствовали, что мир был полем
битвы, на котором люди сражались за богатство и власть. Когда нет необходимости
растрачивать э
|
|