|
Саттва гуна и тамас гуна пассивны в некотором смысле, т.е. им недостает
деятельности, движения и скорости. Промежуточное активное качество, раджас гуна,
– это деятельная, движущая, побуждающая гуна, которая, в свою очередь,
уравновешивается гармоническим, согласовательным влиянием саттва гуны и мертвой
тяжестью и инерциею тамас гуны.
Тамас всегда препятствует, замедляет, мешает и тянет назад или старается
делать это; в духовном же отношении она проявляется в невежестве, суеверии,
лености и т. п. Раджас – это источник физической и умственной деятельности; она
побуждает ум, воздух, стихии и силы природы к действию. Саттва устанавливает
гармонию, мудрость, истину, правильность действия, уравновешенную мысль,
уничтожает инерцию и невежество и во всех отношениях представляет совершенную
противоположность тамас. Саттва преобладает в высших, духовных аспектах ума;
раджас преобладает в страстной природе ума, а тамас – в плотских процессах ума.
Согласно "Бхагавадгите", плод саттвы есть добро; плод раджаса есть страдание,
неудовлетворенность и беспокойство; плод тамаса есть невежество, глупость и
инертность. От саттвы происходит мудрость; от раджаса – жадность и
беспокойство; от тамаса – невежество, обман, глупость и леность. Учения санкхья
показывают, что влияние гун чувствуется во всякой плоскости и при всяких
обстоятельствах, и в материальном, и в духовном отношениях, а равно оно
проявляется во всякой форме феноменов. Любовь и ненависть атомов, скорбь и
радость материи, блаженство и бедствие человеческой жизни, – все это
рассматривается как проявления гун.
Санкхья учит, что есть двадцать четыре начала, или таттвы, которые
происходят от пракрита под возбуждающим действием пуруши и совпадают с влиянием
трех гун, только что описанных. Эти таттвы, или начала, таковы:
Буддхитаттва, или начало детерминационного (определительного) сознания,
которое проистекает от недифференцированной пракрити. Из этого начала, в свою
очередь, проистекают:
Начало ахамкара, или самосознание, под которым подразумевается способность
различать "Я" и "Не-Я"; из этого Начала проистекают следующие три класса таттв,
а именно:
I. Пять танматр, или тонких элементов природы, а именно: эфирный, воздушный,
огненный, водяной и земной; из этих тонких элементов проистекают пять грубых
элементов природы, а именно: акаша, или эфир, воздух, огонь, вода и земля.
II. Психический организм, проявляющийся в пяти чувствах: в зрении, слухе,
обонянии, вкусе и осязании. Сюда относятся также психические органы,
контролирующие пять орудий действия, т.е. органы речи, руки, ноги, органы,
выделения и деторождения.
III. Манас, или субстанция ума, или энергия, проявляющаяся в мыслительных
процессах ума, включая сюда и воображение.
Вышеприведенная классификация физических, физиологических и психических
начал считается современными философами, учеными и оккультистами слишком
произвольной для того, чтобы можно было согласиться с нею; передовые же
последователи санкхья допускают, что она не была сочинена самим Капилой и не
представляется существенно необходимой для его системы, но эта классификация
имела значение в его время и задолго до него, почему, естественно, была и им
принята для дополнения в подробностях общей его философской идеи пуруши и
пракрити, на двойственной идее которых зиждется его система.
Следует отметить в идее санкхья о сотворении, что материя, т.е. и тонкие и
грубые ее элементы, развилась из пракрити после развития детерминационного
сознания и даже после развития начала самосознания; таким образом считается,
что материи (в строгом смысле слова) предшествует сознание в пракрити и что
материя была, в некотором смысле, произведена сознанием, или интеллектом. Но
это "сознание" очень отличается от "манаса", или ума индивидуума, к которому
последний прибегает при процессах рассуждения, воображения и т. п. и который
является "думающей машиной", развитой сознанием для выражения нужд материальной
жизни, подобно тому, как были развиты органы чувств и органы действия (смотрите
вышеприведенную классификацию). Для Капилы манас, или начало ума, был
бесчувственной автоматической энергией, наполовину материального свойства и
действующей только в силу побуждения со стороны сознания, которое, в свою
очередь, загорается под влиянием пуруши. Идея санкхья о манасе, или об уме,
очень близка к западной идее мозга в фазах его функциональных процессов.
Санкхья учит, что "душа" – это пуруша, облеченный в свои высшие начала, или
таттвы, почему не следует смешивать душу с пурушей, который есть "дух". Душе
дан покров в виде эфирного тела или лингашарира, которая содержит в себе, или
облекает, буддхи, ахамкару, пять танматр и десять психических орудий
чувствования и действия, а также манас; пуруша, конечно, находится в центре
души, в качестве духа, или атмана. Это эфирное тело (лингашарира) облечено
более грубым телом, состоящим из пяти грубых элементов. Со смертью грубое тело
погибает, а его эфирный двойник переживает в сансаре, подвергаясь воплощениям,
переменяя физические тела и т. п.
Действие пракрита двояко. Сначала она действует самостоятельно, подчиняясь
законам своей собственной природы; но действия ее более или менее автоматичны и
бессознательны и планомерностью своей напоминают инстинктивные действия. В
пракрита нет интеллекта и сознания, и она не может обладать ими, пока не озарит
ее пуруша.
Согласно санкхья, процесс сотворения материальной вселенной с ее формами
жизни и ее энергией открывается с началом каждого периода созидательной
деятельности, или с началом дня Брамы, следующим образом: вследствие некоторого
волнения в недрах пракрита, согласного с законом ее собственной природы и под
|
|