|
ряд периодически возобновляемых проявлений, мы убедились, что тот же закон, под
видом "перевоплощения", действует и в существе, достигшем индивидуальности, т.
е. в человеке. Нам остается рассмотреть почему эти периодические проявления
позволяют нам идти вперед и совершенствоваться.
Перед нами два разряда фактов из области потусторонних наблюдений:
перевоплощение - с одной стороны, эволюция - с другой. Мы постараемся сегодня
найти ту связь, которая существует между этими фактами, иначе - постараемся
выяснить их общую причину.
Причина эта - действие. "Карма". Санскритское слов Карма, вернее-"Karman"
означает в буквальном смысле: деятельность, действие. Отсюда - значение Кармы,
как "закона причинности"; ибо каждая причина есть дейcтвие и каждое действие
есть - в свою очередь - причина. Действие - необходимый результат какой-либо
деятельности; действие само по себе-активно, и рассматриваемое в свою очередь
как причина, оно зарoждает новые действия.
Весь процесс носит название Кармы потому, что ряд причин и действий
представляет собою в осуществлении последовательные деятельности, зарoждающие
одна другую.
Все думающие, что знают восточную философию, понимают по Кармой закон,
управляющий исключительно судьбой человеческой.
В действительности, значение Кармы много шире: она применима ко всей
космической деятельности во всей ее полноте; она управляет творчеством во всей
целости. * ("Karman" и Латинский глагол "cre-are" происходят оба от одного
санскритского корня "kri", что означает творить, делать. ) Из этого вы
усмотрите, что проследить закон Кармы во всех его разветвлениях, которые
обнимают собой вселенную, недоступно для нашего ограниченного понимания. Вот
почему великие учителя Индии, в том числе и Будда, запрещали своим ученикам
всякие споры, имевшие целью разъяснить этот вопрос во всей полноте. По их
мнению, Карма, в своей сути - непостижима для нашего ума. Тем более в беглом
очерке, как наш, нет возможности дать более чем самый общий очерк основных
принципов, относящихся к этому мировому закону.
Первый из этих принципов следующий: всякая вещь существует активно; быть и
действовать - одно и тоже. Во всем мире нет ни единой субстанции, которая не
была бы деятельна. Например, этот карандаш, который я держу в руке, разве он -
пассивен? Если вы так думаете - вы ошибаетесь.
Его субстанция кажется вам инертной, а между тем вы видете его только потому,
что он изменяет свет, который отражается на вашей сетчатой оболочке,
следовательно, карандаш этот действует. Кроме того, и ученый, и ясновидящий
одинаково скажут вам, что каждая частица, составляющая его, находится в
активном движении. Установив это, мы можем разделить объекты на деятельности
простые и сложные; примером простой деятельности может служить первичный
физический атом. Затем, можно представить себе множественность таких атомов или
простых вихрей, соединенных между собой законом и образующих сложную единицу.
Комбинация этих единиц даст новый центр деятельности, еще более сложный.
Человеческое тело может служить примером: каждая клеточка может быть условно
рассматриваема как "простая деятельность"; известное число сгруппированных
клеточек образует орган, новую сложную единицу, а известное число органов,
соединенных по определенному закону, составит человеческое тело. Это последнее,
в свою очередь, может быть принято за единицу: продолжая обобщение, мы будем
иметь нацию, расу, человечество, ряд единиц все более и более сложных,
соединяющихся под конец в целую вселенную. Следовательно вся вселенная -
деятельность, относительно простая или сложная; космос есть великое целое всех
этих деятельностей, целое - планомерное, гармоническое, расположенное в порядке.
Второй принцип, лежащий в основе Кармы, следующий: Мировое существование,
которое, как мы сейчас видели, равнозначуще с мировой деятельностью,
видоизменяется постоянно этой самою деятельностью. В эволюции существа деятеля
видоизменение это может проявиться усовершенствованием или ухудшением, но
непрерывность и тождественность существа не нарушаются. Так, наше тело
постоянно видоизменяется своими собственными деятельностями и деятельностями
внешнего мира, но - при этом - оно остается самим собою в течение всей нашей
жизни.
В этом смысле я разумею тождественность и непрерывность существа.
Итак:
1-й принцип: Существование равнозначуще с деятельностью.
2-й принцип: Благодаря деятельности, видоизменяется существование; благодаря
деятельности, мы подвигаемся вперед или двигаемся назад.
Этот мировой закон - в применении к человечеству - может быть выражен в
следующих словах:
Каждый человек являет собой свою собственную Карму, свой особый вид
деятельности. Все то, что человек представляет собою в настоящем, все, что он
имеет, все, что человек представит из себя в будущем, или что он будет иметь,
все это только последствия того, что он делал, делает и будет делать: в мыслях,
в словах и поступках. * (* Мысли, слова и поступки, или короче: мысли, желания
и поступки представляют собою деятельность человека в трех мирах или на трех
планах (ментальном, астральном и физическом), которые являют собою все поле
человеческой эволюции. ) Короче, наше настоящее - плод нашего прошлого. * (*
Под "прошлым" я разумею весь бесконечный ряд деятельностей, через которые
прошло наше существо).
Мы видим из всего сказанного, что закон Кармы есть только частное применение
всеобщего закона.
|
|