Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Чаттерджи - Сокровенная религиозная философия Индии. 1898.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-
 
западному уму; но здесь нам может помочь ваш философ Шопенгауер. Припомните, 
что он рассматривает виды и всевозможные проявления жизни во вселенной как 
выражение одушевляющих их идей. Даже такая физическая сила, как сила тяготения, 
представляет для него выражение идеи. Его теория "степеней воли" достаточно 
разительна в этом смысле. Он производит все существующее из Первоисточника, 
которому дает имя "первичной Воли"; затем, эта Воля подразделяется по степеням, 
каждая из этих степеней являя собой в действительности - идею. И, если я не 
ошибаюсь, он говорит, что каждая из этих идей есть субстрат особого рода 
проявления и что делится и подразделяется идея, а не что либо иное. Она есть 
субстрат, так сказать, общая душа* вида, душа, которую каждый отдельный 
представитель вида являет собой в более или менее полном проявлении. (* Я 
употребляю слово "душа", за неимением другого выражения в смысле оживотворящего 
начала собирательного, а не в смысле разумной сущности, какова человеческая 
душа. ) Возьмем в пример стадо овец. Это стадо действительно одушевлено одною 
общей душой. Каждая отдельная овца, принадлежащая к стаду, не имеет - подобно 
человеку - индивидуальной устойчивой души, но вся совокупность стада 
оживотворена одной общей субстанцией. Эта субстанция, эта душа, или это начало, 
проявляется при этом в своей целостности, а не по частям, в каждом животном, 
составляющем стадо. 
   Еще раз, этот процесс не легко понять; но возможно составить себе о нем 
понятие, если уловить общие законы космического проявления. Дело идет о двух 
различных планах, о двух пространствах, где число измерений различно. Возможно, 
что вещь, являющаяся единой в пространстве о четырех измерениях, проявляется в 
пространстве о трех измерениях под многими формами, хотя и содержится во всей 
своей целости в каждой из этих форм. 
   Кто знаком с математикой, поймет в чем дело, но сомневаюсь, чтобы можно было 
выразить это словами. 
   С точки зрения психологической я могу попробовать, с помощью примеров, 
показать вам, что одна и та же идея может проявиться под различными формами во 
всей своей целостности. 
   Но предварительно я прошу вас допустить, хотя бы только в виде предположения,
 что всякая идей есть осязаемая реальность; что каждая наша мысль имеет особую 
форму и реально существует на соответствующем ей плане, и притом по законам 
времени и пространства иным чем законам, к которым привыкли мы. Если бы, при 
помощи ясновидения, вы могли воспринять объекты этого плана, вы узнали бы, что 
каждая мысль имеет видимую и осязаемую форму. Убедиться в этом можно только 
личным опытом, а пока необходимо это допустить. 
   Допустив это, возьмем художника, хотя бы живописца: то, что он выражает на 
полотно, не что иное, как его идея во всей ее целости. Предположим, что он 
воспроизведет эту же картину несколько раз: проявление одной и той же идеи 
умножится, но сама идея выразится в каждом из воспроизведений во всей своей 
целости. Другим примером может служить мать, у которой настоящее материнское 
сердце. У нее ребенок, которого она любит всей душой. Предположим, что у нее 
родится другой ребенок, и что она любит его одинаково всей душой. Думаете ли вы,
 что вследствие этого ее любовь к другому ребенку уменьшится? Нисколько. Ее 
любовь проявилась теперь в двух объектах и в каждом во всей своей целости. 
Умножьте число детей, и если она истинно любящая мать, она проявит свою любовь 
всю целиком относительно каждого из них, и нежность ее к первенцу не уменьшится 
нисколько. 
   Вы усмотрите в этом психологический принцип с сложным проявлением, 
открывающийся в каждом проявлении во всей целостности. 
   Та же идея выражалась индусскими философами с помощью следующей аналогии. 
Поставьте один подле другого сосуды, наполненные чистой водой; одно и то же 
солнце будет отражаться все в каждом из сосудов. Точно так же и одна общая душа 
отражается во всей своей целости в каждом из представителей вида: в том стаде 
овец, о котором мы упоминали живет одна общая душа. 
   Теперь может быть станет более понятным, каким образом может твориться 
постепенная дифференциация общей Души, сущей во всей мировой эволюции. 
   В начале нет ничего, кроме Единого Все, и это Единое раздробляется все 
больше и больше, каждая "общая душа" постепенно разделяется и снова 
подразделятеся на души все более и более обособляющиеся. Дифференциация эта 
происходит путем воздействия внешних деятельных начал на формы. * 
   * Каждое существо одновременно и жизнь, и форма. При помощи дифференциации 
развивается собственно жизнь; форма только красивое орудие этого раздробления, 
необходимое орудие без которого жизнь не может войти в соприкосновение с 
внешними воздействиями. Как только форма сыграет свою роль, она разбивается, 
умирает, а жизнь продолжая свое развитие проявляется под новой формой. Таким 
образом внешние воздействия на преходящие формы, производя раздробления, ????? 
в тоже время эволюцию непрерывающейся жизни, которая одушевляет эти формы. 
   Возьмем какой-либо вид из царства растительного. Отделите несколько образцов 
этого вида и окружите их условиями, сильно отличающимися от тех, которыми был 
окружен материнский вид в природе. Эти новые условия повлияют на душу вида - 
поскольку она проявляется в отделенных вами образцах - в такой степени, что эта 
отделенная группа не в состоянии будет поддерживать свое прежнее отношение к 
остальному виду. Вы создадите таким образом собирательную второстепенную душу, 
которая уже не может быть слита с общей душой вида. Другими словами, вы создали 
новый вид, развившийся из предыдущего. 
   Эту же идею можно осветить иначе, если вспомнить, что все в мире - вибрация. 

   Попробуйте взглянуть на жизнь вида как на особый род вибрации. Если вы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-