Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
обуреваемы страстями и не одурманены эгоизмом. Но когда они обуреваемы
страстями и одурманены эгоизмом, нападают друг на друга ради выгоды и
для причинения зла, возбуждают взаимную выгоду самому выявить свою
сиятельную добродетель и вернуться к корню своей единотелесности с
небом, землей и тьмой вещей, и не более того. Совершенно невозможно
накопление чего-либо полезного вне этой первотелесности".

Спросил: "В таком случае почему же [учение великих людей] состоит в
„породнении с народом"?"

Последовал ответ: "Выявление сиятельной добродетели означает воздвижение
тела своей единотелесности с небом, землей и тьмой вещей. Породнение с
народом означает овладение деятельным проявлением своей единотелесности
с небом, землей и тьмой вещей. Поэтому выявление сиятельной добродетели
непременно заключено в породнении с народом, а породнение с народом есть
именно то, благодаря чему выявляется сиятельная добродетель. По этой
причине благодаря родственной близости к собственному отцу достигается
близость к отцу другого человека, а благодаря последней - близость к
отцам людей всей Поднебесной. В результате моя гуманность действительно
образует единое тело и с моим отцом, и с отцом другого человека, и с
отцами людей всей Поднебесной. Как только действительно сольешься*с
ними* в единотелесности, начинает выявляться добродетель сыновней
почтительности. Благодаря родственной близости к собственному старшему
брату достигается близость к старшему брату другого человека, а
благодаря последней - близость к старшим братьям людей всей Поднебесной.
В результате моя гуманность действительно образует тело и с моим старшим
братом, и со старшим братом другого человека, и со старшими братьями
людей всей Поднебесной. Как только действительно сольешься с ними в
единотелесности, начинает выявляться сиятельная добродетель братской
любви. Когда среди государей и подданных, мужей и жен, друзей и
товарищей и даже среди гор и рек, навей и духов, птиц и зверей, деревьев
и трав подлинно не остается таких, с которыми не было бы возможности
сродниться, которые бы не были охвачены моей единотелесной гуманностью,
тогда моя сиятельная добродетель неизбежно начинает выявляться и
воистину становится возможным небо, землю и тьму вещей полагать единым
телом. Вот что называется „выявить сиятельную добродетель в
Поднебесной", „упорядочить домострой, управить государство и
умиротворить Поднебесную", а также „исчерпывающе раскрыть природу"".

Спросил: "Если так, то почему [учение великих людей] состоит еще и в
том, чтобы „установиться в высшем благе"?"

Последовал ответ: "Высшее благо - это верховный закон для сиятельной
добродетели и пополнения с народом. Природа, предопределяемая небом,
абсолютно чиста и в высшей степени благостна. Ее непомраченность и
духовный свет - исходное обнаруживающееся проявление высшего блага.
Такова первотелесность сиятельной добродетели, как раз то, что именуется
бдагосмыслием. Высшее благо, обнаруживаясь, проявляет себя в том, что
правдивое утверждается, а ложное отрицается, на легкое и тяжелое, на
толстое и тонкое реагируется в соответствии с восприятием,
безостановочно происходят движения и изменения, но при этом сама собой
сохраняется естественная (небесная) середина. Такова вершина
„установлении, присущих людям", и „законов, присущих вещам". К этому
недопустимо даже на самую малость что-то примысливать или что-то
присуживать, добавлять или отнимать. Ничтожнейшее примысливание или
присуживание, добавление или отьятие есть лукавый эгоизм и малоумие,
которые ни в коем случае не могут быть названы высшим благом. Разве
может кто-либо, не достигший высшей степени „осторожности в отношении
собственной обособленности" и не обладающий „утонченностью и единством
[сердца]"', быть причастен атому [высшему благу]? Потомкам, однако,
стало неведомо, что высшее благо находится в их собственном сердце. Они
с лукавым эгоизмом и малоумием пытают, пробуют и измеряют вовне,
полагая, что всякому делу и всякой вещи присущ определенный принцип.
Оттого настоящие законы утверждения и отрицания затмил мрак невежества,
[царят] разделенность и разлученность, раздробленность и разорванность,
самочинствуют человеческие страсти, а небесный принцип гибнет. Учение о
сиятельной добродетели и породнении с народом возникло после великой
смуты в Поднебесной. Ведь в прошлом, конечно, были люди, желавшие
выявить собственную сиятельную добродетель. Но именно незнание
(неумение), как установиться в народом, кто именно незнание (неумение),
как установиться в высшем благе, и погруженность эгоистических сердец в
низость и подлость привели их к утрате этого в хитроумном фокусничестве,
коварных замыслах и отсутствии всякой искренности в гуманности, любви,
сочувствия и сострадания. Таковы преемники доблести пяти гегемонов (6).
Все это промахи из-за незнания (неумения), как установиться в высшем
благе. Поэтому установленность в высшем благе для сиятельной добродетели
и породнения с народом то же, что циркуль и наугольник для окружности и
квадрата, линейка для длинного и короткого, весы для легкого и тяжелого.
Если окружность и квадрат не устанавливаются под циркулем и
наугольником, нарушается их правильность; если длинное и короткое не
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-