Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Разин Евгений Андреевич :: 1. Разин Евгений Андреевич - История военного искусства. Том 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 273
 <<-
 
Во II тысячелетии до н. э. тягловой силой стала лошадь.

Развитие ремесла и скотоводства способствовало усовершенствованию 
земледельческой техники: на смену мотыге пришла соха, позволившая обрабатывать 
большие поля; применение серпа резко повысило производительность труда во время 
уборочных работ. Земледелие в свою очередь создавало более прочную базу для 
дальнейшего развития скотоводства, становившегося ведущей отраслью производства.


Развитие производства влекло за собой изменения в общественном устройстве, 
которые Энгельс назвал "...одной из самых радикальных революций, пережитых 
человечеством..."{2} Сущностью этой революции было ниспровержение матриархата и 
появление патриархального рода, или патриархата. Это явилось началом разложения 
первобытно-общинного строя.

Развивавшееся скотоводство, как и охота, были занятием мужчин. Поэтому, когда 
ведущей отраслью производства стало скотоводство, труд женщин потерял свое 
прежнее значение и превратился в незначительный придаток промыслового труда 
мужчин. Разделение труда было основой распределения собственности между 
мужчиной и женщиной. Скот принадлежал мужчине. Эти экономические отношения 
утвердили в семье, а затем и в роде господство мужчины. Так возникла и 
утвердилась патриархальная семья с обособившимся хозяйством. Новый порядок 
наследования имущества по отцовской линии способствовал накоплению богатства в 
руках некоторых семей. Уничтожение равенства в семье также было предпосылкой к 
возникновению экономического, а затем и политического неравенства внутри рода.

Отделение скотоводства от земледелия было первым крупным общественным 
разделением труда. Затем ремесло выделилось в самостоятельную отрасль 
производства. Общественное разделение труда способствовало появлению и развитию 
обмена между племенами. Обмен в свою очередь приводил к росту богатства, 
отдельных семей, что углубляло неравенство внутри семьи, так как глава ее 
становился властителем всех членов семьи. Средства производства оказались в 
руках меньшинства людей, в результате чего возникла возможность подчинения 
большинства людей меньшинству.

Общественное разделение труда резко повысило производительность труда в 
скотоводстве, земледелии и ремесле. Человек производил теперь во много раз 
больше, чем потреблял. Возникли экономические условия эксплуатации человека 
человеком. Вместе с этим непрерывно возрастало количество ежедневного труда для 
ухода за стадами скота, в земледелии, в ремесленном производстве. Появилась 
потребность в привлечении рабочей силы в данный род или племя извне. Эта 
дополнительная рабочая сила становилась собственностью того, в чьих руках 
находились средства производства, т. е. собственностью главы семьи - патриарха. 
Сложилась обстановка, позволявшая эксплуатировать труд людей, что углубило 
существовавшее уже неравенство.

Одним из следствий развития производства было то, что каждое племя имело свою 
определенную территорию, которую оно охраняло от посягательств со стороны 
других племен; "...даже это состояние - охота, рыболовство, пастушество, 
существование плодами деревьев и т. д. - всегда предполагает присвоение земли 
либо для постоянного места жительства, либо для переселения с места на место, 
либо как пастбища для животных и т. д."{3}. Так как племена охотятся или 
занимаются скотоводством, известная полоса земли становится районом охоты или 
скотоводства данного племени. Возникла собственность на землю, владение которой 
было необходимым условием первобытного производства. Так складывались 
социальные основы возможных столкновений между отдельными племенами.

Хищническое уничтожение птиц и зверей и численный рост общины приводили к 
необходимости ее перемещения или расширения территории, становившейся 
недостаточной для обеспечения существования данной общины. Указанные 
обстоятельства иногда служили причиной столкновения общин. Но эти вооруженные 
столкновения людей не были закономерным явлением, происходили они случайно и 
редко. Кровная месть, расширение территории племени, месть за нападение - вот 
из-за чего происходили вооруженные столкновения того времени. Эти столкновения 
еще не преследовали цели порабощения человека.

Изучение жизни некоторых австралийских и африканских племен позволило выявить 
особенность тогдашних вооруженных столкновений. Племена на этой ступени 
развития редко прибегали к оружию. Вначале они старались уладить конфликт 
мирным путем и лишь в крайнем случае применяли оружие, которым являлись орудия 
охоты - копье, бумеранг, луки и стрелы.

У этих племен обычно существовали строгие правила, которые соблюдались при 
вооруженных конфликтах. Во-первых, нападение не могло быть внезапным, гак как 
ему предшествовали переговоры. Во-вторых, столкновение происходило только на 
специально предназначенном для этого месте, а применению оружия обычно 
предшествовала длительная перебранка сторон, располагавшихся на некотором 
удалении друг от друга. В-третьих, очень часто для разрешения конфликта 
прибегали к единоборству, а если завязывался "бой", то он сводился к действию 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 273
 <<-