|
века или куда они совершали частые набеги, а последний являлся
центральноевропейским типом, который использовали германцы и австразийские
франки. Представляется возможным классифицировать эти две формы яблок,
отнесенные Петерсеном к типу X, на две региональные группы, характерные для
Австразии и Нейстрии. Таким образом, мы продвинемся на шаг дальше, чем
исследователи, которые называли яблоко в форме чехла для чайника «норманнским
типом».
Немецкие манускрипты оттонского периода (950–1050 гг.) дают много очевидных и
датируемых примеров обоих типов, хотя большинство из них австразийские – в
форме бразильского ореха. Многие из этих манускриптов, особенно созданные
художником Рейхенау из Сент-Галля, содержат прекрасные иллюстрации, обладающие
большой художественной ценностью. На них изображены или портреты императоров –
Оттона III, Генриха II, или библейские сцены сражений, убийств, резни,
мученичества и т. д., в которых часто появляются мечи. Можно предположить, что
такие изображения не являются источником информации о мелких деталях, таких как
эфесы мечей, но, прежде чем прийти к этому выводу, следует иметь в виду первое
– хорошо известный факт, что средневековый художник был скрупулезен в точном
изображении предметов повседневного пользования, это можно доказывать снова и
снова, сравнивая уцелевшие образцы, включая эфесы мечей, с картинами; второе –
меч в те времена ценился очень высоко и потому не мог считаться неважной
деталью, на которой не стоит акцентировать внимание. Конечно, есть некоторые
иллюстрации манускриптов, которые по современным стандартам хорошими не
назовешь и не могут являться источником достоверной информации. Интересно, что
мечи, изображенные в лучших из иллюстраций оттонского периода, а также в
немецкой монументальной скульптуре позднего Средневековья, можно сравнить с
уцелевшими образцами того же типа и периода и убедиться, как точно художник
изобразил оригинал.
Я привлек некоторые из упомянутых манускриптов для иллюстрации яблок раннего
типа X (мой тип А). Полагаю, лучшей в этом отношении является страница
посвящения из манускрипта, созданного для императора Оттона III в Рейхенау
между 983 и 991 годами. На иллюстрации изображен император на троне в окружении
свиты, принимающий знаки поклонения подданных. Стиль художника – почти
монументальный, очень сдержанный и достойный. Мы видим величественный и в то же
время очень живой портрет императора. Не менее впечатляющим является портрет
вельможи, стоящего слева от императора и держащего меч. Оружие изображено очень
точно, вплоть до мелких деталей (см. рис. 8). Эфес золотой, на его поверхности
показана игра света и тени – белой и розовато-лиловой краской.
Любопытны две детали: большое, хорошо сформированное яблоко в форме
бразильского ореха и длинная крестовина. Очень часто считается само собой
разумеющимся, что в этот период – около 990 года – на мечах не было таких
крестовин – только короткие и толстые, как на мечах викингов и Каролингов. Эфес
можно сравнить с эфесами двух мечей INGELRI?, о которых я упоминал выше.
В том же манускрипте можно найти яблоки в форме чехла для чайника (рис. 48) и
даже одно состоящее из двух частей типа N по Петерсону (один из ранних типов,
характерных для викингов 850–950 гг.). Последнее очень точно выписано в сцене
обезглавливания Иоанна Крестителя (рис. 49). Эти три картины, похоже, являются
работой создателя страницы посвящения. В манускрипте, появившемся на свет в
Сент-Галле в первой половине десятого века, мы находим меч с яблоком в форме
бразильского ореха – в батальной сцене из Книги Царей. На той же картине можно
видеть два меча с яблоками типа X и одно – с трилобитным яблоком.
Рис. 48.
Из Евангелия Отгона III
Рис. 49.
Из Евангелия Отгона III
Еще одна оттонская страница посвящения – из сакраментария, созданного в
Регенсбурге в 1002–1024 годах для Генриха II. Там мы снова находим меч с
яблоком в форме бразильского ореха (рис. 49).
Еще один меч из того же манускрипта интересен тем, что на рисунке показано, как
огромная рука хватает очень короткую рукоять меча; яблоко, будучи плоским,
помещается в ладонь.
На протяжении одиннадцатого столетия формы чехла для чайника и бразильского
ореха существовали, не претерпевая существенных изменений, разные дольные типы
встречались все реже, и впервые появилась новая, доселе неизвестная форма. Это
была форма диска.
Только исследовав мечи и памятники второй половины двенадцатого столетия, мы
начинаем видеть более или менее заметные изменения яблока в форме бразильского
ореха: примерно в это время яблоко стало толще в основании, поэтому его вид
сбоку стал больше похожим на конус. В конце столетия высота тоже начала
увеличиваться, и в конце концов яблоко стало больше походить на земляной орех,
|
|