Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эварт Окшотт :: Эварт Окшотт - Меч в век рыцарства. Классификация, типология, описание
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
– плоское и прямоугольное, крестовина длинная, тонкая, с изогнутыми в 
горизонтальной плоскости концами, образующими букву S. Клинок имеет трехрядный 
дол и не расширяется возле эфеса. Меч сам по себе удивительно уродлив, но 
представляет интерес как поздний пример подтипа XIIIа. Эфес имеет форму, 
которая стала популярной во второй половине четырнадцатого века. Аналогичных 
находок много в Венгрии, а еще больше – на территории Венеции. В венецианском 
арсенале таких мечей сотни. Это, может быть, поздний пример подтипа XIIIа, но 
не самый поздний. Он стал опять очень популярен в последней четверти 
пятнадцатого столетия – о чем говорит большое количество найденных образцов, 
датированных этим периодом. Многие имеют клинки пятнадцатого века, но есть и 
клинки тринадцатого-четырнадцатого веков (об этом говорят клейма и инкрустации),
 снабженные эфесами 1475–1525 годов. Хороший пример первых находится в музее и 
художественной галерее Глазго, а последних – известный меч «Розовый лист» – в 
художественно-историческом музее Вены, а также меч из коллекции Уоллиса в 
Лондоне.



Глава 2
МЕЧИ ГРУППЫ 2 (1350–1550 гг.)

Познакомившись с этими мечами, мы поймем, что их хронология более сложна, 
потому что большинство типов, от XV до XX, использовались в разные периоды (по 
частоте, с которой они появлялись в произведениях искусства, создается именно 
такое впечатление) на протяжении двух столетий – с 1350 по 1550 год. Когда речь 
шла о мечах группы 1, периоды их использования также частично перекрывались, но 
с мечами группы 2 это особенно заметно. Более необходимым становится и 
подразделение на подтипы, потому что у многих мечей длина клинка может 
оставаться постоянной, но длина рукояти изменяется; можно предположить, что в 
соответствии с личным вкусом владельца изменяется и сечение клинка.
Это становится очевидным уже при рассмотрении типа XV.
Характеристики типа XV
Остроконечный клинок в сечении ромбической формы. Лезвия прямые, без заметных 
изгибов, сходятся к острию, которое может быть усилено. Клинок может быть 
широким у эфеса (5–6,5 см) или узким (около 3,5 см).


Тип XV

Рукоять средней длины (10 см или немного больше), хвостовик обычно узкий и 
прямоугольный в сечении, немного сужается к яблоку. Яблоко может быть любого 
типа, но, за исключением периода 1490–1520 годов, преобладают формы диска и 
колеса. Крестовина также может быть любой. В ранних экземплярах (около 
1280–1400 гг.) чаще встречается крестовина стиля 8 – прямая с резко согнутыми 
вниз концами.
Общие замечания
Дошедшие до нас экземпляры мечей этого типа можно датировать, хотя, для того 
чтобы получить информацию о начале их использования, нам все равно приходится 
обращаться к литературе и произведениям изобразительного искусства. Господин де 
Жуанвиль, описывая один из эпизодов рокового Крестового похода 1250 года, 
рассказал, как на него напал сарацинский всадник с копьем. Ему удалось 
высвободиться, после чего он пришпорил своего коня, схватил меч, который был 
прикреплен к седлу, и, используя его на манер копья, атаковал противника и убил 
его. Должно быть, его меч имел очень острое острие. В соборе Салисбери есть 
памятник Уильяму Лонгшпее-младшему, который был убит в сражении при Мансуре. На 
нем изображен клинок (рис. 29) с четырехгранным сечением. Памятник датирован 
1275–1290 годами. Такой же меч можно видеть на великолепном алебастровом 
памятнике Джону из Элтама (1337 г.) в Вестминстерском аббатстве. Меч частично 
вынут из ножен, поэтому четырехгранное сечение отчетливо видно.



Рис. 29.
Изображение Уильяма Лонгшпее-младшего, около 1280 г., собор Салисбери


В «Романе об Александре» (около 1330 г.) также показаны мечи типа XV.
Эти мечи часто изображаются в четырнадцатом веке, а в итальянской живописи 
пятнадцатого века преобладают в 1420–1460 годах. Пьеро Делла Франческа, похоже, 
предпочитал именно этот тип, поскольку в своих полотнах изображал только его. 
Учелло, судя по всему, больше нравились мечи подтипа XVIIIa. Интересно сравнить 
батальные картины двух современников: четыре панно «Поражение Сан-Романо» 
Учелло и «Победа Ираклия над Хосроем» в церкви Святого Франциска в Ареццо, 
принадлежащее кисти Делла Франческа. Мечи Пизанелло также относятся к типу 
XVIII, а Лука Синьорелли в конце века изображал мечи и типа XV, и типа XIX.
Мечи типа XV, судя по всему, не прижились в Германии. Мы редко видим их в 
произведениях немецкого искусства четырнадцатого – пятнадцатого веков, да и 
уцелевших экземпляров очень мало (если они есть вообще). Можно утверждать, что 
мечам этого типа (вместе с типом XIV) отдавали предпочтение в Западной и Южной 
Европе в 1270–1370 годах и в Италии в пятнадцатом столетии.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-