|
доспехов изредка видны на германских картинах и скульптурах до 1510 года, но
никогда не встречаются на итальянских полотнах. Учитывая редкость полных
доспехов для коней, мы можем считать себя счастливыми тем, что в нашем
распоряжении есть шесть таких полных комплектов. Из этих шести наибольшим
изяществом отличаются четыре, а один комплект просто восхитителен. Шестой имеет
хорошую форму, но, к сожалению, он не полон.
Самые лучшие из упомянутых доспехов находятся в венском Оружейном музее.
Доспехи эти были изготовлены в 1477 году аугсбургским оружейником Лоренцем
Хельмшмидом для императора Фридриха III и сохранились в практически неизменном
виде. Комплект доспехов полный, имеется даже седло, латы украшены золотом и
синей эмалью, на каждой детали выгравирован императорский герб – двуглавый орел.
Эти доспехи не только богато украшены – они настоящее произведение искусства.
Другие пять «готических» доспехов украшены не так роскошно, но не становятся от
этого хуже. Мы можем с полным основанием считать богато украшенные конские
доспехи императора церемониальными, но другие были «полевыми» – то есть
предназначались для использования в сражениях, а не на парадах. Два лучших
образца такого рода находятся в Англии. В оружейной палате лондонского Тауэра
можно видеть лошадиные доспехи, которые до 1926 года были собственностью
родовитой немецкой семьи Ангальт. Доспехи эти были сделаны приблизительно в то
же время, около 1480 года, вероятно, для Вальдемара VI, герцога Цербстского,
который правил своим княжеством с 1473 по 1508 год. Эти доспехи выполнены в
типичном германском стиле, так называемом «готическом», с чашеобразными краями
и плавно искривленными поверхностями. Центральная пластина пейтраля украшена
чеканным изображением аллегорической головы – наполовину человеческой,
наполовину львиной. Каждая деталь кринета тоже покрыта чеканкой, а две боковые
пластины накрупника соединены между собой по средней линии над хребтом лошади
сказочным чудовищем из спаянных и чеканных стальных деталей, голова чудовища
прикрывает хвост лошади. Седло было сделано отдельно от конских лат, и поэтому
не сохранились боковые подседельные пластины.
Рис. 49.
Кони в доспехах, около 1420 года. Конь слева одет в обычную тканевую попону,
покрытую вышитыми гербами владельца. У коня справа имеется пластинчатый шанфрон,
неполный пластинчатый кринет, надетый на кольчужную попону, и нагрудник,
покрытый кольчугой.
Эти ангальтские доспехи, судя по их стилю, были, по-видимому, изготовлены в той
же мастерской, что и доспехи, хранящиеся в лондонской коллекции Уоллеса. Они
принадлежали австрийскому барону Панкрацу фон Фрейбергу, в чьем замке в
Хоэнашау эти доспехи находились до 1857 года. Хотя доспехи украшены не так
богато, как ангальтские, они больше привлекают красотой очертаний (быть может,
вследствие их большей простоты). То поразительное впечатление, какое они
производят, можно тем не менее приписать двум обстоятельствам: доспехи
прекрасно собраны и установлены, к тому же ратное облачение для воина, который
сидел на защищенном броней коне, делалось в то же время и тем же оружейником
специально для Панкраца фон Фрейберга, который заказывал и конские доспехи. Мой
рис. 50, возможно, дает представление о том, насколько великолепно выглядели
эти доспехи – как для коня, так и для человека. Ни одни другие латы в мире, как
я полагаю, не соответствуют настолько нашим романтическим представлениям о
рыцаре, а между тем в этих доспехах нет ничего поддельного. Некоторые
малозаметные места подверглись незначительному ремонту и реставрации, но при
этом были исправлены поврежденные части и заменены некоторые недостающие мелкие
детали.
Если вы не были на выставке коллекции Уоллеса, то вам обязательно следует
выкроить время и специально туда съездить. Вы не будете разочарованы и, думаю,
никогда не забудете это посещение. Рыцарь в полном вооружении на коне стоит
один в центре большого зала, не огороженный ни стеклами, ни барьером. Вы можете
подойти к нему на сколь угодно близкое расстояние, обойти его со всех сторон и
рассмотреть под всеми углами зрения. Вы можете даже потрогать его, но служитель,
конечно, сделает вам за это замечание. Это не означает, что служитель или
служительница не хотят, чтобы вы восхищались доспехами или осматривали их,
сколько вам угодно, но дело в том, что ваши пальцы оставят следы на поверхности
металла. Несмотря на то что доспехи хорошо смазаны, если позволить всем
прикасаться к ним, то через несколько часов металл покроется сетью ржавчины.
Поэтому не трогайте доспехи. Если вы хотите что-то рассмотреть поближе или вам
что-то непонятно, то служитель музея всегда будет рад помочь вам. Поэтому
поезжайте и взгляните на барона Панкраца.
Доспехи, похожие на латы Ангальта и Фрейберга, есть и в парижском Музее оружия.
В Париж они попали из страсбургского арсенала. Они почти совершенно похожи на
описанные мною два изделия, но в них сохранились фланшарды – боковые пластины,
прикрепленные к сторонам седла, а накрупник полностью охватывает три четверти
задней части лошади. Пятый сохранившийся до нашего времени доспех, сделанный в
немецком стиле, находится в Музее Сибберта во Флоренции, Италия. Пейтраля нет,
так же как и фланшарда, а искривленные поверхности накрупника выглядят не
|
|